Опубликовано

Зарождение московского модерна: Особняк О.А. Листа

История архитектуры московского модерна берет свое начало с роскошного и небольшого особняка в Глазовском переулке д. 8. И именно его принято считать первым памятником московского модерна


Любопытно, что дом этот в новом тогда для московской архитектуры стиле, построил для себя в 1889-1899 архитектор Лев Николаевич Кекушев. Но уже в 1900 году Кекушев продает особняк фабриканту Отто Листу. Поговаривали, что Лист, которому особняк очень понравился, предложил за него Льву Кекушеву солидную сумму, и тот не смог упустить выгодное предложение.
Особняк Листа стал для Кекушева своеобразным манифестом новой архитектуры. Обладавший полной творческой свободой, он впервые применил здесь приемы, которые позже станут отличительной чертой, своеобразной визитной карточкой Кекушева. Крупная каменная кладка цокольного этажа, пластичные формы неповторяющихся оконных проёмов и их широких, плоскостных обрамлений с обязательной раскреповкой углов пересечения поверхностей, сильно выступающие и декоративно обработанные оконные импосты, арочные окна и ниши, гротескная толстая маленькая колонна с развитой с растительной капителью.
Для этого особняка, как и для большинства ранних модернистских особняков мастера, характерно слияние мотивов модерна и романского зодчества. Присутствие романских прообразов прочитывается в каменной растительной орнаментике, своеобразной трактовке колонки лоджии, в подчеркнуто устойчивой, расширяющейся книзу каменной кладке цоколя, прорезанной глубокими окнами полуподвального этажа.
Вместе с тем, трактовка архитектурных форм особняка обнаруживает и то существенное влияние, которое оказало на зодчего творчество мастеров бельгийского Art Nouveau – Виктора Орта, Поля Анкара, Анри Ван де Вельде, композиционный почерк которых был по – видимому, наиболее созвучен его художественному дарованию. Как и в некоторых произведениях знаменитых бельгийцев, в московском особняке применен лёгкий карниз на тонких фигурных металлических кронштейнах.


Ценные строительные материалы – полированный черный гранит колонки, тарусский мрамор оконных и дверных обрамлений, мореный дуб переплетов – придают постройке качества еще большей уникальности.

Изюминкой особняка, безусловно, являются декоративные элементы, которые отличаются изысканностью и изяществом исполнения. Например, мозаичное панно над входной дверью, не встречающееся в других произведениях архитектора. На панно изображен подводный мир – рыбы, водоросли, рак. Каждый из этих изображений имеет свое символическое значение, широко испиливавшееся в стиле модерн. В правом нижнем углу имеется монограмма WW. Вероятно, автором этого мозаичного панно был молодой и впоследствии получивший известность архитектор Вильям Валькот, нередко подписывающий свои графические работы именно этой монограммой.

В 1910-х годах особняк покупает семья Кусевицких. Глава этого замечательного семейства – Сергей Александрович Кусевицкий был известным контрабасистом, дирижёром и композитором. Его имя большими буквами вписано в мировую музыкальную историю. В 1909 году Сергей Кусевицкий основал в Москве собственный оркестр, выступал с произведениями Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Прокофьева, с успехом концертировал в Европе. После революции руководил симфоническим оркестром в Петрограде (1917—1920), затем переехал в Париж, где с 1921 по 1928 годы проходили «Концерты Сергея Кусевицкого». В 1924—1949 годах руководил Бостонским симфоническим оркестром. В 1936 году открыл ежегодные летние концерты Бостонского симфонического оркестра, переросшие затем в Тэнглвудский музыкальный фестиваль и открытый в 1940-м Тэнглвудский музыкальный центр — одну из важнейших летних музыкальных школ США. В 1942 году он создал Музыкальный фонд Кусевицкого, который учредил престижную международную музыкальную премию.

А в своем доме в Глазовском переулке в Москве Кусевицкий устраивал собрания «Российского музыкального издательства», основанный им еще в 1909 году. На этих собраниях присутствовали такие известные люди, как Рахманинов, Скрябин, Метнер и др.
В 1909 году Скрябин какое-то время жил в этом особняке, а в 1913 году здесь останавливался знаменитый Клод Дебюсси.
Долгое время особняк занимало дипломатическое представительство Республики Аргентины. Но с 21 ноября 2003 года здесь располагается Представительство Калужской области.

Текст – Мария Антоненко
В написании статьи были использованы материалы из Книги «Московский Модерн» М.В. Нащекиной ООО «Издательский дом» Коло», 2011,2012
Фото – Мария Антоненко

Share on VKShare on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0Pin on Pinterest0Email this to someonePrint this pageShare on Tumblr0

Зарождение московского модерна: Особняк О.А. Листа: 1 комментарий

  1. Буду признателен Марии Антоненко за любезное разрешение использовать некоторые из этих фото в своей книге «СЕРГЕЙ КУСЕВИЦКИЙ». Примите заренее мою благодарность. Виктор Юзефович

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *