Опубликовано

Каменный цветок московского метрополитена — «Новослободская»

IMG_1603

Этот цветок столичной подземки к радости пассажиров открылся 30 января 1952 года. Название станции было дано по одноименной улице, Новослободской. Создавали чудо-станцию многие именитые: архитекторы, художники, инженеры-конструкторы советской эпохи. Сама идея сказочно-декоративного образа станции метро Новослободская принадлежала замечательному архитектору Алексею Душкину.  У Алексея Николаевича была давняя мечта создать станцию метро с применением такого необычного для метро материала как стекло. Еще до войны он делал множество эскизов к воображаемой станции. Даже съездил в Ригу на завод цветных стекол. Привез оттуда образцы, изучал их, раскладывал.  И вот, только в начале 50-х годов 20 века был объявлен конкурс на проект новой станции метро.  Алексей Душкин с большим энтузиазмом взялся за воплощение своей мечты в реальность и принял участие в конкурсе. В качестве помощника при разработке проекта Душкин привлек молодого, подающего надежды архитектора Александра Стрелкова. Кстати в дальнейшем Александр Стрелков приложил руку к созданию еще нескольких станций метрополитена, например: «Смоленская», «Ленинский проспект», «Октябрьская».

IMG_1643

А.Ф Стрелков оставил любопытные воспоминания о совместной работе с Алексеем Душкиным над станцией «Новослободская». Он писал: «Мне нравилось, что в совместной работе Душкин никогда не направлял мою мысль по конкретному «адресу», не велел делать «как Кваренги» или «как Палладио». Увражей у него не было, истоки его композиционной фантазии лежали не в иллюстративном знании истории искусств, а в глубине души. Помню, когда мы работали над высотным домом, он говорит: «Читал вчера „Жизнь растений“ Тимирязева, так знаешь, Саша, как колокольчик растет? Так, а потом вот так…». И неожиданно заканчивает: «Дом-то наш высокий, а вестибюль — внизу, почувствуй, что тут начало чего-то большого». Так Алексей Николаевич сообщал мне совершенно особый эмоциональный настрой. И при проектировании «Hовослободской» он дал направление моей мысли не прямой подсказкой, а ассоциациями».

IMG_1587

 

IMG_1588

Проект А.Душкина и А.Стрелкова победил в конкурсе. После, проект еще два месяца дорабатывался Александром Стрелковым, а Алексей Душкин его корректировал. Первоначально, Душкин предложил сделать вестибюль станции круглым, а Стрелков считал, что он должен быть подчинен улице и потому иметь перпендикулярную ей ось. Градостроительный совет утвердил второй вариант.

IMG_1615

Изюминкой станции Новослободская являются 32 витража. На каждом пилоне, как со стороны платформы, так и со стороны центрального зала, имеется по два ярких и красочных витража. И все они эффектно подсвечены изнутри. Каждый причудливый рисунок неповторим. Открывающаяся перед зрителем картина на витражах выглядит настолько фантастично, что легко можно перенестись в своем воображении в волшебную сказку. Здесь вы увидите необычные растения, цветы, фрукты, а также встречаются и реальные обитатели земли: голуби, люди. На шести из 32-х витражах изображены люди таких профессий как энергетик, географ, архитектор, музыкант и художник. Встречаются еще изображения… ну, конечно,  пятиконечных красных звезд — как без них, родимых! — и различные геометрические рисунки.

IMG_1573IMG_1575

 

IMG_1576IMG_1579

 

Москва_Новослободская_Витражи_22[1]92632--46020560-src-u7b75b[1]

 

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Пожалуй, самое интересное в витражах — это то, что они были сделаны из стекол, хранившихся в Домском кафедральном соборе Риги. Такие стекла предназначались для католических соборов.

IMG_1591

Работой по изготовлению витражей для станции  «Новослободская» занимались художники из Латвии: в России не было традиции подобного оформления окон.

Изначально Алексей Душкин предлагал сделать витражи рельефными, из уранового стекла. Нечто подобное он видел как-то раз в одном из лондонских ресторанов, где даже в сумрачную погоду разливался солнечный свет. Однако работники Госплана категорически ответили архитектору отказом, сказав, что «Золото, если надо, дадим, а уран — стратегическое сырье, о нем и не мечтайте!».

IMG_1595

Архитекторам пришлось менять свой первоначальный замысел. С идеей витража из цветного стекла было решено обратиться к художнику Павлу Корину. Он с увлечением взялся за эту работу. «Это надо сделать по-русски»,— сказал Корин. Вдохновение великий художник получил после просмотра рисунков одежд из парчовых тканей, выставленных в свое время в Грановитой палате. Павел Корин создал красивые эскизы для витражей станции «Новослободская».  Кстати, золото Госплан действительно дал! И теперь в обрамлении витражей присутствует орнаментальная полоса из позолоченной латуни чеканной работы, также позолотой украшены арки над проходами на перроны.

IMG_1624

На станции «Новослободская» есть еще одна работа Павла Корина, мозаичное панно «Мир во всём мире». На этом панно изображена женщина с младенцем на руках. Некоторые люди находят сходство с женой архитектора Алексея Душкина, Тамарой. Над головой женщины парят два белых голубя, а раньше до 1960-х там красовался медальон с портретом Сталина.

IMG_1586

Говорят, что когда создавалось панно, первый кусок смальты укладывал сам Корин, второй – Душкин, и каждый из них положил в грунтовку по монете – «на счастье».

IMG_1622

Станция «Новослободская» была последним спроектированным  подземным творением  Алексея Душкина.  Как писала его супруга, Тамара: «Последние десять лет своей трудовой деятельности он был главным архитектором института «Метрогипротранс», постоянно консультировал строительство метро в Киеве, Ленинграде, Тбилиси. Уйдя на пенсию, Душкин полностью переключился на педагогическую работу в Московском архитектурном институте. Но и тогда архитекторы-метростроители часто обращались к нему за советами. Он никому не отказывал».

 Советские граждане за сказочный вид этой станции сразу же окрестили её «каменным цветком».

И в наше суматошное время достаточно только замедлить свой безумный ход в московской подземке, в частности остановиться на станции «Новослободская»,  поднять глаза, полюбоваться на шедевр советской архитектуры. А может быть, оставить все свои дела на время и немного помечтать, устроившись  здесь, где-нибудь на удобной лавочке в этом фантастическом мире.

56bd07794ae092265bfe9889916b726d[1]

Ссылки, использованные при написании статьи:

«Архитектура московского метро», 1988

«Архитектура московского метро», статья «Мое архитектурное кредо», А. Душкин, М., 1988

«Архитектура московского метро», статья «В душе человека должна звучать музыка» А. Стрелков, М., 1988

Автор статьи и современных фотографий MaryAnto (Мария Антоненко).

Share on VKShare on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0Pin on Pinterest0Email this to someonePrint this pageShare on Tumblr0
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *