Опубликовано

Подземный дирижабль имени Циолковского, приземлившийся на станцию метро им. Маяковского

IMG_1534

 «Маяковская» является по праву шедевром стиля ар-деко. Её красоту и изящность могут оценить любознательные пассажиры, совершив путешествие в голубом вагоне по зеленой (Замоскворецкой) ветке московского метро.  Станцию «Маяковская» открыли 11.09.1938 г. Проектировщиком выступил известный архитектор Алексей Душкин. В московском метрополитене есть немало станций, которые были построены по его проектам: «Кропоткинская», «Автозаводская», «Новослободская».  Конструкция станции – колонная трёхсводчатая глубокого заложения.  Новаторские идеи Душкина, воплощенные в «Маяковской», получили мировое признание. Так, в 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Нью-Йорке проект станции «Маяковская» был удостоен Гран-при. Поговаривают, что в отделке металлических арок станции использовались части настоящего дирижабля. Цельнометаллическому дирижаблю, выполненному по проекту Циолковского, который называл его «аэростатом», имеющим в горизонтальном направлении удлиненную форму, увы, не суждено было бороздить воздушные океаны.

IMG_1555

Но именно на созданном для строительства громадного дирижабля Циолковского предприятии — «Дирижабльстрой» — были выполнены детали интерьера, которые подобно атлантам уже почти 80 лет держат станционный свод.

Замечательный художник А.Дейнека призывал граждан: «Спустись в метро, подними голову, гражданин, и ты увидишь небо – мозаичное, яркое, подсвеченное». Действительно, стоит поднять голову и посмотреть на потолок — и можно увидеть небольшие мозаичные панно, встроенные в ряд куполов.

IMG_1539

 

IMG_1535IMG_1541

IMG_1560IMG_1561

 IMG_1542IMG_1538

 

Своды куполов опоясывают многочисленные  светильники, которые эффектно освещают мозаичные рисунки. Изначально было 35 панно, но в 2004-2005 гг. одно панно демонтировали. Над созданием мозаик на «Маяковской» трудились Дейнека и Фролов. Был создан тематический цикл — «Сутки Страны Советов»: утро, день, ночь и снова утро. Почти на всех панно изображена жизнь граждан молодой советской страны.

Ни для кого не будет секретом, что московский метрополитен строился не только как удобное транспортное средство, но и как бомбоубежище. В 40-х годах 20 века на многих станциях метро, в частности и на ст. «Маяковская», наблюдалась следующая картина. На платформах, в неподвижных вагонах поездов, в туннелях метро на шпалах валялись тюфяки, а где-то стояли наскоро сколоченные деревянные кровати-раскладушки. В этом огромном подземелье, похожем на дворец, скопилось огромное количество людей. Многие нашли здесь временное убежище от разрушающих их город фашистских снарядов. Не оставляют равнодушным лица горожан.

^E76FD573D97187255C39608B6765A49AD7CE4E2C92A4C2BD77^pimgpsh_fullsize_distr

 IMG_1554^04A490C0A4A399E64473A44AEDA8CC53758110F1DC9F7234A8^pimgpsh_fullsize_distr

^64905AE3790912D54F27F1E4B3DB178880A427BCB907584ED6^pimgpsh_fullsize_distr

В 1941 года за день до парада победы, 6 ноября, на платформе ст. м. «Маяковская» состоялось заседание партийцев, на котором выступил с торжественной речью товарищ Сталин. Это выступление освещали по ТВ и на радио, не только советские СМИ, но и зарубежные. В конце платформы установили трибуну, по  всему залу станции были расставлены стулья, а в вагонах поезда поставили столы с закусками и напитками. Поговаривают, что Сталин приехал на это заседание на поезде из секретного метро.

^5869AEB5B1E88AEC7A8FBF90AD66448C39D2DB1CAD19A644ED^pimgpsh_fullsize_distr

 

^51DCC39A64D4A39E51F4D1BDB3CBD37108F3F71FD01782059D^pimgpsh_fullsize_distr

 ^F92C859592884EEB0EB699B178B71CBB3ACBDB006882F29A3E^pimgpsh_fullsize_distr

А вы знали, что… на станции Маяковская можно поиграть?! Например, запустить пятирублевую монетку по металлическому углублению, расположенному на колонне. Монетка, пройдет под потолком и приземлится у подножия противоположной колонны.

Самое сложное в метро это общение друг с другом, т.к. шум от проезжающих поездов и их колес заглушает звук голосов. Но на ст. Маяковская такой проблемы можно избежать и совершенно спокойно вести беседы друг с другом в окружении какофонии звуков. Как это сделать, да нет ничего сложного. Достаточно встать  двум людям у любых двух колон стоящих друг напротив друга – через платформу. Один человек начинает говорить в металлическое углубление в колонне, а другой прикладывает ухо к противоположной колонне и все слышит, что было сказано в абсолютном шуме! Кстати, такой эффект появился не по указке ЦК КПСС, и даже не был «ноу-хау» Алексея Душкина, архитектора этой станции. Такой прием в архитектуре известен еще с древних времен и встречается во многих странах. Например, в городе Агра в Индии есть гробница Великого Акбара, дата постройки начало 17 века. Здесь зодчие построили несколько комнат с  подобным слуховым эффектом.

IMG_1546

 IMG_1552

Автор статьи и современных фотографий MaryAnto (Мария Антоненко)

 

Share on VKShare on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0Pin on Pinterest0Email this to someonePrint this pageShare on Tumblr0
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *