Опубликовано

Подземный дирижабль имени Циолковского, приземлившийся на станцию метро им. Маяковского

IMG_1534

 «Маяковская» является по праву шедевром стиля ар-деко. Её красоту и изящность могут оценить любознательные пассажиры, совершив путешествие в голубом вагоне по зеленой (Замоскворецкой) ветке московского метро.  Станцию «Маяковская» открыли 11.09.1938 г. Проектировщиком выступил известный архитектор Алексей Душкин. В московском метрополитене есть немало станций, которые были построены по его проектам: «Кропоткинская», «Автозаводская», «Новослободская».  Конструкция станции – колонная трёхсводчатая глубокого заложения.  Новаторские идеи Душкина, воплощенные в «Маяковской», получили мировое признание. Так, в 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Нью-Йорке проект станции «Маяковская» был удостоен Гран-при. Поговаривают, что в отделке металлических арок станции использовались части настоящего дирижабля. Цельнометаллическому дирижаблю, выполненному по проекту Циолковского, который называл его «аэростатом», имеющим в горизонтальном направлении удлиненную форму, увы, не суждено было бороздить воздушные океаны.

IMG_1555

Но именно на созданном для строительства громадного дирижабля Циолковского предприятии — «Дирижабльстрой» — были выполнены детали интерьера, которые подобно атлантам уже почти 80 лет держат станционный свод.

Замечательный художник А.Дейнека призывал граждан: «Спустись в метро, подними голову, гражданин, и ты увидишь небо – мозаичное, яркое, подсвеченное». Действительно, стоит поднять голову и посмотреть на потолок — и можно увидеть небольшие мозаичные панно, встроенные в ряд куполов.

IMG_1539

 

IMG_1535IMG_1541

IMG_1560IMG_1561

 IMG_1542IMG_1538

 

Своды куполов опоясывают многочисленные  светильники, которые эффектно освещают мозаичные рисунки. Изначально было 35 панно, но в 2004-2005 гг. одно панно демонтировали. Над созданием мозаик на «Маяковской» трудились Дейнека и Фролов. Был создан тематический цикл — «Сутки Страны Советов»: утро, день, ночь и снова утро. Почти на всех панно изображена жизнь граждан молодой советской страны.

Ни для кого не будет секретом, что московский метрополитен строился не только как удобное транспортное средство, но и как бомбоубежище. В 40-х годах 20 века на многих станциях метро, в частности и на ст. «Маяковская», наблюдалась следующая картина. На платформах, в неподвижных вагонах поездов, в туннелях метро на шпалах валялись тюфяки, а где-то стояли наскоро сколоченные деревянные кровати-раскладушки. В этом огромном подземелье, похожем на дворец, скопилось огромное количество людей. Многие нашли здесь временное убежище от разрушающих их город фашистских снарядов. Не оставляют равнодушным лица горожан.

^E76FD573D97187255C39608B6765A49AD7CE4E2C92A4C2BD77^pimgpsh_fullsize_distr

 IMG_1554^04A490C0A4A399E64473A44AEDA8CC53758110F1DC9F7234A8^pimgpsh_fullsize_distr

^64905AE3790912D54F27F1E4B3DB178880A427BCB907584ED6^pimgpsh_fullsize_distr

В 1941 года за день до парада победы, 6 ноября, на платформе ст. м. «Маяковская» состоялось заседание партийцев, на котором выступил с торжественной речью товарищ Сталин. Это выступление освещали по ТВ и на радио, не только советские СМИ, но и зарубежные. В конце платформы установили трибуну, по  всему залу станции были расставлены стулья, а в вагонах поезда поставили столы с закусками и напитками. Поговаривают, что Сталин приехал на это заседание на поезде из секретного метро.

^5869AEB5B1E88AEC7A8FBF90AD66448C39D2DB1CAD19A644ED^pimgpsh_fullsize_distr

 

^51DCC39A64D4A39E51F4D1BDB3CBD37108F3F71FD01782059D^pimgpsh_fullsize_distr

 ^F92C859592884EEB0EB699B178B71CBB3ACBDB006882F29A3E^pimgpsh_fullsize_distr

А вы знали, что… на станции Маяковская можно поиграть?! Например, запустить пятирублевую монетку по металлическому углублению, расположенному на колонне. Монетка, пройдет под потолком и приземлится у подножия противоположной колонны.

Самое сложное в метро это общение друг с другом, т.к. шум от проезжающих поездов и их колес заглушает звук голосов. Но на ст. Маяковская такой проблемы можно избежать и совершенно спокойно вести беседы друг с другом в окружении какофонии звуков. Как это сделать, да нет ничего сложного. Достаточно встать  двум людям у любых двух колон стоящих друг напротив друга – через платформу. Один человек начинает говорить в металлическое углубление в колонне, а другой прикладывает ухо к противоположной колонне и все слышит, что было сказано в абсолютном шуме! Кстати, такой эффект появился не по указке ЦК КПСС, и даже не был «ноу-хау» Алексея Душкина, архитектора этой станции. Такой прием в архитектуре известен еще с древних времен и встречается во многих странах. Например, в городе Агра в Индии есть гробница Великого Акбара, дата постройки начало 17 века. Здесь зодчие построили несколько комнат с  подобным слуховым эффектом.

IMG_1546

 IMG_1552

Автор статьи и современных фотографий MaryAnto (Мария Антоненко)

 

Поделитесь этим...
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Pin on Pinterest
Pinterest
Share on LinkedIn
Linkedin
Share on Tumblr
Tumblr
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.