Опубликовано

Ст. м. Библиотека им. Ленина

Каждая станция московского метрополитена по-своему уникальна, нет ни одной повторяющейся станции. Каждая станция хорошо продумана и в техническом плане, и инженерном, и художественно-декоративном. Кроме того, московское метро это еще и своеобразный подземный музей: живописи, скульптуры, прикладного искусства, минералогии и даже палеонтологии. Например, на облицовку подземных вокзалов первой очереди метро пошло больше шестидесяти пяти тысяч квадратных метров мрамора и других облицовочных камней, стекол, шлаков, глазурованных кирпичей. Прогуливаясь по подземным лабиринтам, можно изучить все строительные и декоративные камни нашей страны, от Карелии до Черного моря, от Алтая до Урала.

clock2

15 мая 1935 года – день рождения метро, официальная дата его открытия. В эксплуатацию ввели 13 новых станций. И. Ильф и Е. Петров писали о своих ярких впечатлениях от первой поездки на метро, когда им разрешили спуститься в подземку еще до его официального открытия: «В ближайшие дни многоопытные московские пассажиры – люди, испытавшие великие трамвайные страсти, закалившие свое тело и душу в битвах у автобусных подножек и в схватках с жадными грязными извозчиками, спустятся в метро. Они увидят распределительные вестибюли – блестящие фойе метрополитена со стеклянными кассами, широкие, превосходно освещенные коридоры и неожиданно громадные сияющие залы подземных станций. «Станция» здесь слишком скромное слово. Это вокзалы. Тринадцать вокзалов, одетых в мрамор, гранит, медь и разноцветный кафель… Да и перрон здесь слово, определяющее лишь назначение места, где люди садятся в поезд. Внешность его совсем не перронная. Это, скорее, дворцовый зал. Высота, чистота, блеск нежно-серых или розоватых, или красных с прожилками колонн, ровный молочный свет строгих люстр, полированные стены».

 

Надо полагать, что создателей художественного шедевра «12 Стульев» «вокзал» Библиотека имени Ленина не оставил равнодушными. Еще бы, ведь это была единственная станция в метро, где на полу перрона положили паркет. Правда, паркет продержался совсем недолго, и его заменили на асфальт, а затем перрон покрыли серым гранитом.

Мягкий свет от круглых светильников, подвешенных к сводчатому потолку, причудливо отражается на стенах станции, облицованных глазурованным кафелем. На входе в зал станции пассажиров встречают большие восьмигранные колонны из серого московского мрамора с жилками известкового шпата. Сам вход украшен желтым пятнистым крымским мрамором. Пластинки черного стекла обрамляют нижние карнизы. Лестница, ведущая на платформу, уникальна тем, что в красноватом крымском мраморе можно увидеть настоящие окаменелости улиток, ракушек, живших когда-то в древних морях, покрывавших много миллионов лет назад весь Крым и Кавказ. Предположительно, возраст этих моллюсков, застывших в мраморе, более 300 млн лет.

^7B9DA35EAE7A81C722DC8999C4F2EBF4598FB741721976FA6F^pimgpsh_fullsize_distr

IMG_2165

Архитекторы А. И. Гонцкевич и С. Сулин смогли создать достаточно просторный зал. При сооружении станции впервые была применена односводчатая конструкция. По такому же типу строились лондонское и парижское метро.

Станция «Библиотека им. Ленина» задумывалась как гигантский подземный памятник вождю пролетариата и должна была стать частью архитектурного ансамбля, состоящего из здания библиотеки им. В.И. Ленина и Дворца Советов. Изначально проектировщики намеривались осветить зал торшерами, композиционно связанными с диванами, занимавшими среднюю продольную линию платформы. Торшеры должны были бросать свет на поля свода между арками, а арки получали бы дополнительное освещение в виде связанных с кессонами световых плафонов. Однако торшеры заменили двумя продольными рядами молочных шаров, подвешенных к своду.

Конкурсный проект станции «Библиотека имени Ленина». Арх. Н.Г. Боров и Г.С. Замский. 1934 г.

Проект 30-х гг.

2

 

1953-2015

 

На станции есть и другие любопытные детали. На стенах перронного зала по две в начале и по две с каждой стороны в конце можно заметить несколько отверстий на темно-коричневых вставках. Кто-то считает, что эти отверстия были оставлены милиционерами во время перестрелки, кто-то доказывает, что своими глазами видел, как пьяный рабочий метрополитена вбивал туда дюбеля, ну в общем мнения разделились, и варианты происхождения сих отверстий множатся в геометрической прогрессии. На самом деле в этих коричневых вставках была вделана карта первых 13-ти станций, открывшихся в составе первой очереди 15 мая 1935 года.

IMG_2179

IMG_2173

В 1938 году, с образованием Арбатско-Покровской линии и прекращением движения от «Охотного Ряда», был организован переход на станцию «Александровский Сад» (прежнее название «Ул. Коминтерна»).

В 1958 году в центре платформы построили мостик для выхода в город и перехода на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и «Александровский Сад».

IMG_2175

В начале 1970-х в восточном аванзале станции появился мозаичный портрет В. И. Ленина (работа Г.И. Опрышко).

 IMG_2163

В 1935 году станция имела два вестибюля: восточный на углу с Моховой улицей и улицей Воздвиженка (архитекторы П. П. Файдыш, С. П. Лавров, разобран в 40-х годах 20-го века) и западный, расположенный с Домом Пашкова (архитекторы С. М. Кравец, А. И. Соколов, интерьер В. П. Костенко), сейчас он перестроен и используется для выхода из станции «Боровицкая».

 Восточный вестибюль на углу с Моховой улицей и улицей Воздвиженка (архитекторы П. П. Файдыш, С. П. Лавров, разобран в 40-х годах 20-го века)

Станция «Библиотека им. Ленина», когда-то названная в честь вождя мировой революции, у нынешнего поколения вдруг стала ассоциироваться с именем другого «революционера», Джона Леннона, одного из четверки ливерпульских парней, которые в 60-е годы перевернули представление о музыке и совершили свою революцию в музыкальном мире. За прошедшие 80 лет название этой станции не меняли, так может пришла пора перемен?

MaryAnto

http://mosmetro.ru – Официальный сайт московского метро

Московское метро. Путеводитель 2007 г.

Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. 1954 г.

С. М. Кравец. Архитектура Московского метрополитена имени Л.М Кагановича. 1939 г.

Share on VKShare on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0Pin on Pinterest0Email this to someonePrint this pageShare on Tumblr0

Ст. м. Библиотека им. Ленина: 2 комментария

  1. […] диаметр. При этом, от станции «Охотный ряд» — «Библиотека имени Ленина» было проведено ответвление к станции «Смоленская» […]

  2. […] диаметр. При этом, от станции «Охотный ряд» — «Библиотека имени Ленина» было проведено ответвление к станции «Смоленская» […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *