Опубликовано

Дворцы для народа. Ст. м. Комсомольская (радиальная и кольцевая). Часть 1

IMG_5471 (2) (2)

IMG_5466 (2) (2)

О строительстве метрополитена в Москве заговорили ещё в 70-е годы XIX века. Инженер Василий Титов предложил провести подземную линию московской железной дороги от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. Появление метрополитена уже тогда, в XIX веке, позволило бы разгрузить переполненные людьми улицы города. Кроме того, это способствовало бы росту престижа страны, и Москва как столица Российской Империи стала бы одной из первых столиц мира, где  появилось метро. Но проект был не одобрен ни городскими властями, ни церковью.

02[1]

01[1]

Проект Петра Ивановича Балинского и Евгения Карловича Кнорре проиллюстрировал своими акварелями известный автор иллюстраций к книгам русских писателей художник Николай Николаевич Каразин.

Впоследствии многие инженеры-проектировщики пытались продвинуть и воплотить свои амбициозные проекты. Они общались с важными людьми из городской думы, вели переговоры с финансистами, разговаривали с общественностью, находили аргументы в пользу строительства такого важного для города транспортного средства как метро. Увы, все доводы и старания проектировщиков были тщетны. После бурных обсуждений очередного проекта городская дума выносила  резолюцию: «… в их домогательствах отказать…».

5624563[1]

5624567[1]

5624570[1]

Проект Московской городской железной дороги, 1902.

И только после революции, уже в Советской России 30-х годов XX века, с воодушевлением принялись за строительство московского метрополитена. 15 мая 1935 года в Москве появляется подземное чудо.

11

Схема Московского метро, 1935 г.

У горожан и гостей столицы появилась возможность не только быстро перемещаться по городу, но и получить эстетическое удовольствие от оформления первых 13 станций.  Так называемая первая очередь Московского метрополитена шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» — современная Сокольническая линия, первоначально — Кировско-Фрунзенский диаметр. При этом, от станции «Охотный ряд» — «Библиотека имени Ленина» было проведено ответвление к станции «Смоленская» (бывший Арбатский радиус), которое позднее вошло в состав Филёвской линии. На строительство станций московского метро денег и сил не жалели. Привлекались лучшие люди того времени разных профессий: инженеры, геологи, архитекторы, художники и пр. Помимо профессиональных строителей многие комсомольцы шли добровольно строить подземные дворцы для народа. И не случайно в метро появились две совершенно непохожие друг на друга станции, названные в честь героического труда коммунистической молодёжи.

Север Москвы. Комсомольская площадь. Это место ещё продолжают именовать старыми названиями «Площадь трёх вокзалов» или «Каланчевская площадь». Здесь в любое время дня и ночи многолюдно. Со всех концов нашей страны и зарубежья сюда прибывают поезда на Ленинградский, Ярославский и Казанский вокзалы. Пассажиры, сходя с поезда, направляются кто куда. Некоторые идут в зал ожидания, т.к. в Москве транзитом, другие садятся в авто и уезжают по улицам города. Однако наибольший пассажиропоток устремляется именно в столичную подземку на станцию метро Комсомольская. Под этим названием под землёй скрываются две станции. Одна станция — на радиальной линии, другая — на кольцевой.

Станцию «Комсомольская» (радиальная) строили открытым способом на глубине 9 метров под площадью Комсомольская и открыли в составе первой очереди в 1935 году. Попасть туда можно с двух наземных вестибюлей — Южного вестибюля, который встроен в здание Казанского вокзала, и Северного вестибюля, расположенного между Ленинградским и Ярославским вокзалами.

Нужно отметить, что старый Северный вестибюль был разрушен, и на его месте появился новый в 1952 году.

0_166176_9f1108b1_XXL[1]

Фото с сайта https://img-fotki.yandex.ru
 Комсомольская. Северный вестибюль.

0_14da98_c5062143_XXL[1]

 Комсомольская. Интерьер северного вестибюля (не сохранился).

Художественному оформлению станций, переходов и вестибюлей отводилось отнюдь не последнее место. Недошедший до нашего времени первоначально построенный в 1935 году Северный наземный вестибюль был весьма примечательным. На одной из стен прямоугольного в плане зала красовалось панно художника А.Т. Иванова на тему «Комсомол». На ней были изображены бодро шагающие комсомольцы, метростроевцы, рабочие и спортсмены, несущие знамя.

Плафон вестибюля был выполнен в технике сграффито по эскизу художника В.А. Фаворского. Плафон делился на квадраты. В центральной его части изображался парад авиационной техники, а по всему периметру были прорисованы фигуры метростроевцев.

Сам зал станции Комсомольская-радиальная особым изменениям не подвергался. За исключением некоторых деталей, например, в центре, между колоннами, на потолке висели оригинальные люстры, позже зал стали освещать шары-светильники. Пол, как и на многих станциях метро первой очереди, был асфальтирован. Впоследствии асфальт заменили на гранит.

IMG_5462 (2) (2)

Станция и два её аванзала получили свое архитектурное оформление по проекту Д.Н. Чечулина. Боковые стены покрыты глазурован­ными плитками цвета слоновой кости. Колонны облицованы розовато-желтым крымским мрамором чоргунь.  Квадратные колонны завершаются бронзовыми капителями с растительным орнаментом, звездой, серпом, молотом и эмблемой «КИМ» — Коммунистический интернационал молодежи.

IMG_5463 (2) (2)

IMG_5477 (2) (2) IMG_5459 (2) (2) IMG_5761 (2) (2)

Архитекторы заранее позаботились о том, как разделить входящих и выходящих пассажиров. Над путями были построены две боковые галереи, которые были соединены между собой поперечными мостиками. Такая система позволяла распределить пассажиропоток в «час пик».

IMG_5765 (2) (2) IMG_5475 (2) (2)

 

Представляет интерес еще одна достопримечательность этой станции метро. На вогнутых стенах северного аванзала  расположены два больших майоликовых панно, выполненных по эскизам академика живописи Е.Е. Лансере. Панно посвящены комсомольцам, которые приложили много сил к созданию метрополитена. Говорят, что Лансере прежде, чем преступить к своей работе, лично спускался в шахту строящегося метро и наблюдал там за работой комсомольцев. Даже когда художник работал в своей мастерской над эскизами к панно, по его просьбе приносили спецодежду рабочих. Может быть поэтому, глядя на творение Лансере, создается впечатление полной реалистичности изображенного сюжета на панно.

IMG_5456 (2) (2)

3b8a73ec1c3faa7edd091816a983461f[1]

IMG_5752 (2) (2) IMG_5753 (2) (2) IMG_5755 (2) (2) IMG_5756 (2)

IMG_5751 (2) (2)

 

В 1934 году на станцию прибыл пробный состав из двух вагонов.

В 1937 году макет станции «Комсомольская» был продемонстрирован на Международной выставке в Париже. Собравшаяся публика пришла в восхищение от этой станции.

Можно гордиться тем, что на протяжении уже нескольких десятилетий наше метро считается самым красивым в мире. И интерес к нему не угасает и по сей день.

Продолжение следует….. В следующей статье мы расскажем о станции метро «Комсомольская» — кольцевая.

Март 2016 года

MaryAnto (Мария Антоненко)

Share on VKShare on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0Pin on Pinterest0Email this to someonePrint this pageShare on Tumblr0
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *