Опубликовано

Кузнецкий мост – улица красоты и роскоши

Кузнецкий мост

Давным-давно, когда город еще находился в пределах стен московского Кремля, местность теперешней улицы Кузнецкий мост выглядела пустынной и заболоченной. В старину этот отдаленный по тем временам район именовался «Неглинным верхом» из-за своего характерного рельефа и протекавшей здесь реки Неглинки.

В конце XV века по указу царя Ивана III на Неглинном верхе появляется слобода кузнецов. По соседству располагался Пушечный двор, обслуживать который были призваны кузнецы. Читать далее Кузнецкий мост – улица красоты и роскоши

Опубликовано

На Воробьевых кручах

untitled

Было время, когда с высоких склонов Воробьевых гор открывалась необыкновенная картина на голубую ленту Москвы-реки, на ее пологие и где-то крутые берега, густые леса, бескрайние пахотные поля, небольшие деревеньки, одиноко стоящие монастыри-сторожки. А где-то там вдалеке можно было разглядеть очертания Златоглавой Москвы. Читать далее На Воробьевых кручах

Опубликовано

Лобное место

IMG_5353

Практически в каждом уголке современного града Московского ощущается дух старины. Особенно это чувствуется на Красной площади. Еще бы, ведь с древних времен это место всегда притягивало людей. Здесь была своеобразная арена, где разворачивались самые известные исторические события. На Красной площади с утра до вечера кипела жизнь. Устраивались ярмарки, балаганы. От Спасского моста в сторону улицы Ильинки тянулись длинные ряды деревянных лавок, где продавали книги, лубочные картинки, гравюру.  По всей площади были расставлены «раскаты» — так назывались каменные помосты с пушками наверху. До XVII века «раскаты» использовались для защиты Кремля. Позже надобность в них отпала, и их сдавали внаем под лавки. В одном из «раскатов» возле Никольской башни в конце XVII веке располагался кабак Данилова и лавки, где продавали фрукты. Разношёрстная публика как бурная река шумела и устремлялась через площадь по своим делам. Люди приходили сюда, чтобы сделать покупки или просто потолкаться среди толпы, поглазеть на заморских послов, прибывших ко двору русского царя. Ну и, конечно же,  пообщаться друг с другом и узнать все самые последние новости. Можно сказать, что именно на Красной площади зародились российские СМИ. Читать далее Лобное место

Опубликовано

Кремлёвские Куранты

Великий князь Василий I Дмитриевич (сидит, сзади – свита) и чернец Лазарь Сербин беседуют о дивном часозвонье. Москва. Кремль, княжье подворье, Благовещенский собор, за ним арочная башня с часником. Декабрь, 1404 год.

В средневековой Европе возникла мода, а затем и необходимость, на городские часы. Их устанавливали на зданиях величественных соборов, на ратушах, на высоких башнях так, чтобы горожане могли ориентироваться во времени. Часовых дел мастера старались перещеголять друг друга и создать самые необыкновенные по своей форме, размерам, красоте часы. Встречались разные по типу часы: водяные, астрономические, механические и тд. Когда появились первые механические часы и кто их изобрел, точно не известно.

В Москве подобная механическая диковинка с колоколом впервые появилась в 1404 году. Великий князь Василий I Дмитриевич, сын Дмитрия Донского пожелал установить на княжеском дворе часы. Летописец подробно описал это событие «В лето 6912 князь Василий замысли часник и постави е на своем дворе за церковью за Св. Благовещеньем. Сий часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и рассчитывая часы ночные и дневные; не бо человек ударяше, но человековидно, самозванно, самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано преухищрено». Известно имя мастера: «…чернец, иже от Святыя Горы пришедший, родом Сербии, именем Лазарь…». Также в летописи сказано, что изготовление часов обошлось великому князю в более чем «полувтораста рублев». До нашего времени сохранилась гравюра, на которой изображены первые московские часы. На стене здания, по своему виду напоминающего колокольню, установлены часы. Под ними  три гирьки разных размеров. По круглому циферблату хорошо прочитываются буквы.  Раньше цифры обозначались не арабскими цифрами, а буквами: А – 1, В – 3, Д – 4, Е – 5, S – 6, З – 7, И – 8, Ѳ – 9, I – 10. В древнерусской системе числа свыше десяти обозначались сдвоенными буквами. Причем не имело значение, в каком они стоят порядке. Можно было написать IВ или ВI, что читалось одинаково как «два на десять», т.е 12.

Читать далее Кремлёвские Куранты

Опубликовано

Подземные приключения московского экскурсовода

А. М. Васнецов. Старое устье реки Неглинной, 1924

Много раз, гуляя со своими экскурсантами по улицам Москвы, я испытывала желание узнать, что же там под нашими ногами? Что скрывается под метрами земли от нас? Наземный город, как и его обитатели, живет своей бурной жизнью. В таком огромном городе как Москва по-другому и быть не может. В Москве тормозить нельзя, иначе снесут и не заметят. Об это я часто напоминаю. Читать далее Подземные приключения московского экскурсовода

Опубликовано

Дом на набережной

^5BB0690B07BDAED1C00515A590C7D925FF49527674E2149BB2^pimgpsh_fullsize_distr

Еще в начале 1927 года рассматривался вопрос о строительстве большого жилого комплекса для советской элиты или, как тогда говорили, «для ответственных работников ЦИК, СНК СССР, ВЦИК и СНК РСФСР». После революции пресловутый квартирный вопрос чувствовался особо остро. Из Петрограда в Москву в 1918 году было переведено правительство. Партийные работники и члены правительства в огромной массе своей устремились в столицу. Сразу же встал вопрос об их расселении. В условиях отсутствия свободного жилья в Москве товарищей пришлось временно поселить в гостиницах города, а кто-то удостоился чести получить жилье и в Кремле. В самых фешенебельных гостиницах, таких как, например, Националь или Метрополь, разместилась партийная элита. Эти же гостиницы стали называться Домами Советов. Но подобное размещение не всех членов правительства устраивало. Поэтому и было принято решение о возведении достаточно большого дома, где смогли бы получить отдельные квартиры со всеми удобствами нуждавшиеся в жилье из числа избранных. Читать далее Дом на набережной

Опубликовано

Сказочник

Вари, горшочек мой, вари,
Вари со снежною крупою,
Пусть снегири летят толпою
В заснеженные декабри.

Наполненный таинственным магнетизмом, этот дом словно околдовывает тех, кто на него смотрит – так что неспроста безымянную героиню рассказа «Чистый понедельник» Бунин поселил именно здесь. Пожалуй, во всей Москве не нашлось бы жилища, более точно совпадавшего с образом этой необычной женщины:  «…у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застежками…
Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения, – совсем близки мы все еще не были; и все это без конца держало меня в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании – и вместе с тем был я несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее (…)

Читать далее Сказочник

Опубликовано

Донской монастырь. Тихая обитель патриарха Тихона. Некрополь. Часть 1.

Спит в Донском монастыре
Русское дворянство.
Дремлют, шуму вопреки,
И близки, и далеки
От грачиных криков,
Камергеры-старики,
Кавалеры-моряки
И поэт Языков.


Ах, усопший век баллад,
Век гусарской чести!
Дамы пиковые спят
С Германнами вместе.
Под бессонною Москвой,
Под зелёною травой
Спит — и нас не судит
Век, что век закончил свой
Без войны без мировой,
Без вселенских сует.

А. М. Городницкий

1970г

Книга 1. Новая хронология Руси. . Русские летописи. :: . Стр. 146 :: Читать книги онлайн

Изображение Донского монастыря в Москве начала XVIII века.

Читать далее Донской монастырь. Тихая обитель патриарха Тихона. Некрополь. Часть 1.

Опубликовано

Донской монастырь. Тихая обитель патриарха Тихона. Некрополь. Ч. 3

В советское время в церкви Архангела Михаила находился отдел мемориальной пластики и скульптуры ГНИМА, куда были перенесены многие надгробные памятники из различных мест Москвы и Подмосковья, в том числе из храмов Донского монастыря. Сюда, в усыпальницу Голицыных, попало надгробие М.П. Собакиной, дочери князя Петра Яковлевича Голицына, которая была похоронена в Малом соборе Донского монастыря.

IMG_2717

 

Читать далее Донской монастырь. Тихая обитель патриарха Тихона. Некрополь. Ч. 3

Опубликовано

Донской монастырь. Тихая обитель патриарха Тихона. Некрополь. Ч. 2

В 1771 году на улицах Москвы свирепствовала «черная смерть» — чума. В течение недели количество умерших достигало тысяч. Когда случались болезни и эпидемии народ предпочитал ходить не по врачам, а к иконам, надеясь на чудесное исцеление. В районе Китай-города у Варварской башни стояла небольшая часовня с Боголюбской иконой Божьей Матери.

К ней на поклонение и целование выстраивались очереди. И вдруг москвичи обнаружили, что чудотворную икону подвесили чуть выше. Она оказалась вне их досягаемости. А чума все продолжала опустошать город. Кто виноват в этом? Народ прознал, что архиепископ Авмросий распорядился убрать с прежнего места образ Богородицы и запретил ее целование, чтобы не переносить инфекцию. Но люди мыслили иначе. Они обвинили архиепископа в их бедах и решили учинить над ним самосуд. Архиепископ пытался скрыться от агрессивно настроенной толпы за алтарем Большого собора Донского монастыря, но край длинной одежды Амвросия выдал его местонахождение. Он был обнаружен и растерзан у западных ворот. Практически сразу по повелению Екатерины II все зачинщики убийства были найдены и повешены на Красной площади. Похоронили архиепископа Амвросия в Малом соборе монастыря.

Читать далее Донской монастырь. Тихая обитель патриарха Тихона. Некрополь. Ч. 2

Опубликовано

На месте перехода…

Площадь у Арбатских ворот – это одно из самых оживлённых мест в Москве. Когда бы вы сюда не пришли, в любое время дня и ночи, здесь всегда большой трафик. Нескончаемый поток машин пересекает площадь в разных направлениях, стремясь выехать на московские бульвары, Гоголевский и Никитский, или на улицы Знаменка и Новый Арбат. Разношерстная публика, подобная бурной реке, проходит по своему руслу, спускается в подземный переход под площадью. Мало кто знает, что на месте подземного пешеходного перехода на площади у Арбатских ворот стояла древняя церковь Бориса и Глеба, которая имела историческую ценность для Москвы.

Читать далее На месте перехода…

Опубликовано

Как встречали Новый год в XIX веке?

 

Честно говоря, мало что изменилось за последние сто с лишним лет. В России, вплоть до революции, Новый год считался второстепенным праздником по сравнению с Рождеством. Большие народные гуляния проводились в Сочельник.

 В России Новый год стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года.
До этого отмечали начало нового года с 1 сентября. В указе Петра I говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».
Читать далее Как встречали Новый год в XIX веке?

Опубликовано

Сандуновские бани

Единственное место,

которого ни один москвич не миновал,

— это бани

В. А. Гиляровский

Во все времена и почти у всех народов была славная традиция ходить в баню. Это место не только дарило чистоту человеческому телу, но и давало людям возможность душевно отдохнуть, забыть о проблемах.

  А. Васнецов

Издавна в Москве существовали общественные и домашние бани. Располагались они вдоль многочисленных рек и речушек. Бани были примитивными. Вот как описывает один путешественник наши бани: «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах — радость и улыбка». Народ московский мылся один раз в неделю. Банным днем считалась суббота. Обязательно мылись по случаю какого-нибудь великого праздника или по семейным торжествам, как, например свадьба.
Читать далее Сандуновские бани