Опубликовано

Сандуновские бани

Единственное место,

которого ни один москвич не миновал,

— это бани

В. А. Гиляровский

Во все времена и почти у всех народов была славная традиция ходить в баню. Это место не только дарило чистоту человеческому телу, но и давало людям возможность душевно отдохнуть, забыть о проблемах.

  А. Васнецов

Издавна в Москве существовали общественные и домашние бани. Располагались они вдоль многочисленных рек и речушек. Бани были примитивными. Вот как описывает один путешественник наши бани: «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах — радость и улыбка». Народ московский мылся один раз в неделю. Банным днем считалась суббота. Обязательно мылись по случаю какого-нибудь великого праздника или по семейным торжествам, как, например свадьба.

На рубеже XVIII-XIX веков банное дело в Москве претерпело значительные изменения в лучшую сторону. Стали появляться бани, которые могли составить конкуренцию лучшим баням Турции, Венгрии, Италии и др, по качеству обслуживания, внешнему и внутреннему оформлению.

В 1808 году в Москве свои двери для посетителей распахнули Сандуновские бани.

История возникновения Сандуновских бань овеяна романтизмом и love story, которая случилась в Санкт-Петербурге за несколько верст от Москвы.

В XVIII веке жил и работал в Петербурге актер, по имени Сила Николаевич Сандунов. Происходил он из грузинского дворянского рода Зандукели. Его родители жили в Москве. С раннего возраста Сила увлекся театром. Для себя Сила Николаевич выбрал амплуа комедийного актера. Выступал на сцене Петровского театра в Москве. Потом переехал в Петербург. После своих выступлений Сила Сандунов срывал бурные овации. Публика его просто боготворила. Но особой популярностью он пользовался у слабого пола. Сила заводил бурные романы, пока однажды….он всерьез не влюбился в очаровательную оперную певицу Лизаньку Уранову. Она была воспитанницей Петербургского театрального училища. И вдобавок к этому, у неё была могущественная покровительница в лице самой Екатерины Великой. Императрицу, как и ее придворных, очаровывал нежный голос юной Лизаньки.

Лизавета Уранова ответила взаимностью Силе Сандунову, и все было бы у них хорошо, если бы «на сцене жизни» не появился отрицательный герой, граф Безбородко. Уже немолодой граф настойчиво предлагал свои ухаживания Урановой, но та ему отказывала. Тогда разозленный граф решил отомстить молодой паре и извести их из театра.

Но юная Елизавета Уранова благодаря своей смекалке смогла противостоять графу и направить ход событий в благоприятное для себя и своего избранника русло. На одном из своих выступлений в театре Елизавета Уранова вдруг упала на колени перед Екатериной II и передала ей записку. В этом послании были описаны все интриги графа Безбородко и его сообщников, направленные против неё и Силы Сандунова. Императрица пришла в ярость и решила оградить двух влюбленных от беды. В скором времени молодые обвенчались, а посаженной матерью на свадьбе была императрица. Вдобавок к солидному приданному Екатерина Вторая подарила своей подопечной очень дорогое бриллиантовое украшение.

В 90-х годах XVIII века Сила Николаевич с женой перебрался в Москву, где решил открыть свое дело. Но денег катастрофически не хватало. Тут-то и пригодились подаренные императрицей на свадьбу бриллианты. На берегу реки Неглинки Сила Николаевич выкупает землю и строит бани с роскошными интерьерами. После открытия бани стали популярны среди разных слоев общества, и как писал Гиляровский, здесь «бывала вся грибоедовская и пушкинская Москва». В этих банях любил попариться великий русский поэт Александр Пушкин. После того, как двое банщиков хорошенько отхаживали поэта вениками, Пушкин любил сразу же окунаться в деревянную кадку с холодной водой, где обязательно должны были плавать кусочки льда!

После смерти Сандунова бани несколько раз меняли своих владельцев, пока в конце XIX века знаменитые Сандуновские бани не перешли к дочери миллионера-лесопромышленника Ивана Фирсанова Вере Ивановне. В свои 20 лет Вера Ивановна, потеряв любимого отца, становится одной из самых богатых женщин в Москве. Чуть позже разводится с ненавистным мужем, выкупив у него для себя свободу и независимость за 1 миллион рублей. Вокруг молодой и богатой женщины всегда крутится много кавалеров. Из всех поклонников она выбирает гвардейского поручика Алексея Ганецкого и вскоре выходит за него замуж.

Ганецкий, обладавший предпринимательской жилкой, уговаривает Веру Ивановну вложить огромную сумму денег в переустройство Сандунов. Перед тем, как перестраивать бани, Ганецкий всерьез занялся изучением банного дела. Он объездил все страны Востока и Запада, где банное дело наиболее культивировано. Полученные знания Ганецкий применил в ходе строительства новых бань в Москве, где соединились лучшие традиции банного искусства разных народов.

Все прежние корпуса Сандуновских бань были снесены, и на их месте возведены новые здания. Автором проекта назначили сначала архитектора Б.В Фрейденберга, а завершил строительство в 1896 году С.М. Калугин.

Новый комплекс включал бани для разных слоев общества: для высшего класса и простолюдинов. Отделения были мужские и женские, а также семейные. Помыться и попариться в «Сандунах» можно было за 5, 10, 50 копеек, и 10 рублей брали за вход в номерные бани.

В главном корпусе на первом этаже находились магазины, в том числе, нотное издательство и магазин П.И. Юргенсона. На втором — меблированые квартиры. В одной из них снимали жилье Антон Павлович Чехов и Ольга Книппер. На третьем этаже — номерные бани.

В узком переулке, расположенном между главным фасадом и корпусом с двумя мужскими и одним женским разрядами, находится строение, принадлежавшее когда-то Сандунам. Здесь были бани женского разряда. Существовал обычай: молодые девушки перед свадьбой приходили сюда попариться, обмыть свое тело из серебряных шаек. Богатые барыни любили не только сами помыться, но и приносили с собой собачек. Сейчас в этом здании городская поликлиника.

В Сандуновском переулке находится красное кирпичное здание, построенное в так называемом фабрично-заводском стиле. Здесь была построена первая электростанция в Москве. Именно отсюда поступало электричество в Кремль во время коронации Николая II в 1896 году.

Также в этом здании находилась котельная. Бани обеспечивались горячей водой при помощи 3 нагревательных котлов. С помощью чугунных чушек, которые нагревались до нужной температуры в печах котельной, в Сандуновские бани всегда поступал жар и прекрасный пар.

Особая атмосфера и знаменитый на всю Москву и за ее пределами Сандуновский пар привлекал сюда незаурядную и известную публику.

Своим присутствием Сандуновские бани отметили Чехов, Рахманинов, Гиляровский, Шаляпин и многие другие. Кстати, Федор Шаляпин считал, что пар «Сандунов» благоприятно влияет на его связки, придавая голосу особое звучание.

Все интерьеры здесь отличаются богатой и неповторимой отделкой. В холле второго этажа мужских бань высшей категории есть ажурные перила, которые имеют свое продолжение в картинах на стене!

По словам местных экскурсоводов, около 70-80% всех интерьеров Сандуновских бань сохранились с XIX века.

Раздевальня. Посередине одной из стен этого помещения, выполненного в псевдоготическом стиле, есть пустое пространство. Когда-то здесь находился камин, но его убрали в советское время как буржуазный пережиток.

Поражает своим великолепием Мавританский зал, зал Отдыха. На стенах изображена причудливая арабская вязь. Говорят, что если ее перевести с арабского языка на русский, то получится любимое всеми выражение «С легким паром!»

Между двух арок установлен декоративный элемент, пилястра. Этот столбик установлен здесь как напоминание о том, что именно к таким столбам привязывали пойманных с поличным банных воров. Любой человек мог подойти к привязанному вору и выместить на нем свою злобу. Преступников держали у столба целый день. Очень часто такие люди оставались на всю жизнь калеками либо не выдерживали побоев и умирали.

Каждому посетителю выдавали браслеты с номерками и ключиком от личного шкафчика. Частенько воры, пользуясь тем, что в парилке всегда много пара, подменивали эти браслеты своими браслетами. Когда посетитель приходил к шкафчикам под номером, указанным на его браслете, то там обнаруживал вместо своих вещей старые тряпки.

Любимая мраморная лавка Маяковского. Об этом свидетельствует прикрученная табличка со словами поэта «Здесь мылся Человек, шагающий в ногу со временем»

Долгое время про «Сандуны» ходила байка о том, что здесь моются из серебряных шаек и вода льется из золотых кранов. Этот миф возник благодаря особой впечатлительности некоторых посетителей. Когда они приходили в парилку, то видели до блеска начищенные медные краны и мельхиоровые шайки! Единственная серебряная шайка была у генерал-губернатора В. Долгорукова.

Самый большой, и, должно быть, самый первый бассейн в дореволюционной Москве. Размер бассейна 15х6 м, глубина 1 м до 1.93 см. Температура воды 28-29°С.

Бассейн Сандуновских бань с 20-х годов XX века стал использоваться не только как место для релакса, но и как съёмочная площадка для отечественного, а за тем и зарубежного кинематографа. Здесь снимались такие фильмы, как «Броненосец Потёмкин», (реж. С. Эйзенштейн), эпизод «Бал Сатаны» из фильма «Мастер и Маргарита» (реж. Ю. Кара), фрагменты кинофильмов «Олигарх» (реж. П. Лунгин), «Старый Новый год», «Ты мне, я — тебе». Из голливудских фильмов: эпизоды шестой серии комедийного сериала «Полицейская академия» («Командировка в Москву»), боевик «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером и т.д.

На этой настенной доске с фотографиями знаменитостей мужского пола затесалась одна чернокожая женщина, Наоми Кэмпбелл. Можно подумать, что из всех женщин, только она удостоилась чести побывать в мужском отделении Сандуновских бань.

В Сандуновских банях встречаются настенные доски с фотографиями знаменитостей нашего времени. Есть отдельные настенные доски с фото спортсменов, актеров, политиков и т.д. Среди завсегдатаев этого благородного заведения: П. Буре, М. Сафин, К. Дзю, В. Жириновский, А. Ширвиндт, О. Меньшиков, В. Пресняков и многие другие.

В 2001 году знаменитые бани посетил Жан-Клод Ван Дамм. Для многих заморских знаменитостей в Москве заготовлена стандартная программа посещения московских достопримечательностей. Это Красная площадь, Воробьевы горы, Большой театр и, по желанию «звезды», что-то одно на выбор. Так случилось и с Жан-Клодом. За один день ему хотели показать все из перечисленного выше, в том числе Сандуновские бани, а после — вечерняя программа в Большом. Только не учли одного, «Сандуны» обладают особой энергетикой. Здесь хочется остаться на долгое время, расслабиться, провести целый день и забыть обо всем. И голливудский актер действительно забыл обо всем. Жан-Клода долго уговаривали покинуть бани, и отправиться в театр. В итоге, он приехал в Большой театр только ко второму отделению.

Действительно, время, проведенное в «Сандунах» летит незаметно. Прекрасная атмосфера и дружелюбный персонал явно этому способствуют.

Текст — Мария Антоненко

Share on VKShare on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0Pin on Pinterest0Email this to someonePrint this pageShare on Tumblr0
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *