Опубликовано

Донской монастырь. Тихая обитель патриарха Тихона. Некрополь. Ч. 2

В 1771 году на улицах Москвы свирепствовала «черная смерть» — чума. В течение недели количество умерших достигало тысяч. Когда случались болезни и эпидемии народ предпочитал ходить не по врачам, а к иконам, надеясь на чудесное исцеление. В районе Китай-города у Варварской башни стояла небольшая часовня с Боголюбской иконой Божьей Матери.

К ней на поклонение и целование выстраивались очереди. И вдруг москвичи обнаружили, что чудотворную икону подвесили чуть выше. Она оказалась вне их досягаемости. А чума все продолжала опустошать город. Кто виноват в этом? Народ прознал, что архиепископ Авмросий распорядился убрать с прежнего места образ Богородицы и запретил ее целование, чтобы не переносить инфекцию. Но люди мыслили иначе. Они обвинили архиепископа в их бедах и решили учинить над ним самосуд. Архиепископ пытался скрыться от агрессивно настроенной толпы за алтарем Большого собора Донского монастыря, но край длинной одежды Амвросия выдал его местонахождение. Он был обнаружен и растерзан у западных ворот. Практически сразу по повелению Екатерины II все зачинщики убийства были найдены и повешены на Красной площади. Похоронили архиепископа Амвросия в Малом соборе монастыря.

Чумной бунт в Москве. Убийство архиепископа Амвросия, гравюра, 1845. Гравёр: Жоффруа, Шарль Мишель (1819—1882) Франция.

В 1812 году весь Донской монастырь был разграблен французской армией. Однако некоторые ценности из ризницы были ранее вывезены монахами в Вологду. Сохранилось описание тех событий, которое было опубликовано в кн. «Русский архив» за 1891 г., кн.3 №10. «Французы разместились по кельям, а теплую церковь (Малый собор) превратили в конюшню. В алтаре ночевали коровы, привязанные к престолу. В Донском монастыре богослужения не велись, так как не было ни одной свободной церкви. Вскоре монахи по 5-6 человек бежали из монастыря, остались только ризничий, свечник и два престарелых монаха, которые жили в монастыре до возвращения братии». Здесь же в 20-х числах сентября побывал Наполеон Бонапарт.

После ухода неприятеля начались восстановительные работы на территории монастыря. Атаман донских казаков граф Матвей Иванович Платов в 1815 г. пожертвовал на восстановление храмов 11 000 рублей деньгами и 10 пудов серебра.

 В 1914–1917 гг. Донской монастырь содержал госпиталь на 45 мест. В 20-е – 30-е годы XX века для обители настали тяжёлые времена. Какое-то время часть монастырских помещений была приспособлена под детскую трудовую колонию, а также районный подотдел по борьбе с огородными вредителями. Вскоре монастырь вообще закрыли, и в 1929 году здесь начинает работать антирелигиозный музей искусств, кожгалантерейная фабрика и молочная ферма.

В 1934 году был открыт музей Академии архитектуры СССР, с 1964г. филиал Музея архитектуры им. Щусева. На самое архитектурное захоронение Москвы свозились драгоценные фрагменты уничтоженных памятников, имеющих художественную и историческую ценность. Среди них – наличники Сухаревой башни, фрагменты декора церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, части бронзового декора Триумфальной арки, которая находилась в свое время у Тверской заставы. На территории монастыря хранятся шесть мраморных горельефов храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году. Известный архитектор и реставратор П.Д. Барановский смог извлечь их из груды камней и буквально по кусочкам создать цельную скульптурную композицию.

IMG_2757

IMG_2767

Здесь же похоронен и сам реставратор.

Монашеская жизнь в Донском монастыре возобновилась только в 1991 году. В этом же году Большой собор был заново освящен Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

IMG_2832

На территории Донской обители сохранился старинный и уникальный некрополь. Здесь обрели свой вечный покой представители дворянских фамилий, военные и государственные деятели, в том числе герои Отечественной войны 1812 года и обороны Севастополя 1854—1855 гг, декабристы, философы, художники, архитекторы, писатели, композиторы, историки, купцы и промышленники. Среди наиболее известных людей, похороненных на старом кладбище Донского монастыря, встречаются такие фамилии как М.М. Херасков, А.П. Сумароков, В.Ф. Одоевский, В. О. Ключевский, О. И. Бове, В.А. Соллогуб, М.М. Нарышкин, П.Н. Свистунов, П.Я. Чаадаев, В.И. Майков, И.М, В.Л. Пушкин, С.А. Соболевский, В.Г. Перов, В.И. Шервуд, П.Д. Барановский и многие другие.

IMG_2836

Архитектор О. И. Бове

IMG_2809

М. М. Херасков

IMG_2845

Родственники А. С. Пушкина

IMG_2754

В. О. Ключевский

Неспешно гуляя по извилистым дорожкам тихой обители старого некрополя, каждый может найти весьма оригинальные надгробия XVIII – XIX вв в виде пирамид, голгоф, белокаменных саркофагов с резным причудливым орнаментом, скульптуры ангелов, плакальщиц и т.д. Над их созданием работали выдающиеся скульпторы своего времени, такие как И.П. Мартос, Г.Т. Замараев, В.И. Демут-Малиновский, И.П. Витали.

 Первые надгробия с момента основания Донского монастыря по мнению исследователей до нашего времени не сохранились. Самые ранние надгробия и захоронения под ними относятся к концу XVII – начала XVIII вв. В цокольной части Большого собора, где был устроен Сретенский храм, находится усыпальница грузинского царя Арчила II Багратиони (1713) и его сыновей Давида (1688г), Мамуки (1693г), Александра (1711г).

IMG_2862

IMG_2872IMG_2873IMG_2874

Во второй половине XVIII века кладбище Донского монастыря становится, по словам Карамзина, «главным кладбищем богатого купечества и элиты русского дворянства». Наиболее дорогие участки под захоронения находились непосредственно рядом с Большим и Малым собором, либо в подклете этих храмов. К середине XIX века цена на них достигала 3 000 рублей. Но некоторые состоятельные и влиятельные аристократы возводили на территории монастыря храмы-усыпальницы. Например, церковь в честь преподобного Александра Свирского построена в 1796-1798 гг над могилой графа А.Н. Зубова. Средства на строительства фамильной усыпальницы выделил сын почившего графа, Н.А. Зубов – обер-шталмейстер, зять А.В. Суворова, один из участников убийства императора Павла I.

IMG_2843

Еще одна примечательная фамильная усыпальница находится в храме Архангела Михаила. Церковь в стиле ампир была построена в 1806-1809 гг по проекту архитектора И.В. Еготова.

IMG_2629

Строительство велось за счет средств княгини А.А Голицыной, урожденной баронессы Строгановой. Здесь похоронены наиболее известные представители этого славного рода. В полу на одной из надгробных чугунных плит с изображением двух гербов вписано имя Натальи Петровны Голицыной (1741-1837), урожденной графини Чернышевой.

IMG_2684

Княгиня Наталья Петровна послужила А.С. Пушкину прообразом старой графини в «Пиковой даме». Сюжет, описанный в этом произведении, поведал поэту внук Н.П. Голицыной, С.Г. Голицын. Как-то раз С.Г. Голицын проигрался в карты и пришёл просить денег у бабушки. Денег она ему не дала, зато открыла тайну трех карт, которую поведал ей в свое время граф Сен-Жермен. «Попробуй» — сказала бабушка. Внук поставил и отыгрался. 7 апреля 1834 года после выхода повеcти Пушкин записал в своем дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде — игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся».

В храме Архангела Михаила большой интерес представляют мемориальные скульптурные надгробия.

IMG_2711

 

IMG_2715

Так, мраморное надгробие М.М. и А.А. Голицыных в виде пристенной пирамиды с портретным медальоном М.М. Голицына и символической фигурой «Веры», стоящей с крестом возле саркофага, выполнено известным скульптором С.С. Пименовым в 1810 году.

IMG_2640

IMG_2666

IMG_2663

 

IMG_2668

Надгробный памятник Н. М. Голицыной, дочери фельдмаршала М.М. Голицына и племянницы дипломата Д.М. Голицына, был создан в 1780 году Ф.Г. Гордеевым. Эта работа является одной из первых мемориальных скульптур в России. Скульптор создал в высоком рельефе женскую фигуру Плакальщицы. На ней покрывало, которое практически полностью закрывает ее тело, оставляя открытыми половину лица и частично руки. В руках медальон с инициалами почивший княгини. На ее прекрасном мраморном лице, выражающем глубокую скорбь, застыла слеза.

Не менее эмоциональное скульптурное творение уже другого выдающегося скульптора И.П. Мартоса находится здесь же, в усыпальнице Голицыных. Только это надгробие без захоронения под ним. Речь идет о надгробии М.П. Собакиной, созданном в 1782г. Этот мемориальный памятник получил высокую оценку у современников скульптора. В год, когда И.П. Мартос завершил работу над созданием надгробия, ему присвоили звание академика «за высеченную из мрамора… мавзолею». («История русского искусства», т. VIII, кн. 1, М., 1963, стр. 291)

IMG_2679

IMG_2670

На надгробии Собакиной отчетливо видно слезы на лице плакальщицы.

(Продолжение следует)

 MaryAnto (Мария Антоненко) 2015г

Share on VKShare on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0Pin on Pinterest0Email this to someonePrint this pageShare on Tumblr0

Донской монастырь. Тихая обитель патриарха Тихона. Некрополь. Ч. 2: 3 комментария

  1. Спасибо! еще раз спасибо.
    С нетерпением жду продолжение.
    С уважением. Элеонора.

  2. Я часто бываю в этом монастыре. Спасибо Вам хорошие снимки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *