Опубликовано

Донской монастырь. Тихая обитель патриарха Тихона. Некрополь. Часть 1.

Спит в Донском монастыре
Русское дворянство.
Дремлют, шуму вопреки,
И близки, и далеки
От грачиных криков,
Камергеры-старики,
Кавалеры-моряки
И поэт Языков.


Ах, усопший век баллад,
Век гусарской чести!
Дамы пиковые спят
С Германнами вместе.
Под бессонною Москвой,
Под зелёною травой
Спит — и нас не судит
Век, что век закончил свой
Без войны без мировой,
Без вселенских сует.

А. М. Городницкий

1970г

Книга 1. Новая хронология Руси. . Русские летописи. :: . Стр. 146 :: Читать книги онлайн

Изображение Донского монастыря в Москве начала XVIII века.

IMG_2876

Содрогнулся люд московский от вестей недобрых. На Москву двинулись полчища крымских татар во главе с ханом Казы-Гиреем. Случилось это в 1591 году. Царю батюшке Федору Иоанновичу было доложено о приближении вражеского войска к границам города. Тот час он отправился в Благовещенский собор Московского Кремля, где находился образ Донской иконы Божьей Матери. День и ночь он непрестанно молился перед чудотворной иконой. По преданию, именно перед этой Донской иконой Божьей Матери князь Дмитрий Донской получил благословение на ратный бой с Мамаем на Куликовом поле.

Во время усердных молитв Федору Иоанновичу было знамение, что русские воины дадут достойный отпор неприятелю и смогут защитить землю русскую. В начале июля 1591 года татары подошли к царскому граду с юго-западной стороны и заняли свои позиции в районе села Коломенское и села Котлы, а также на Воробьевых горах. Хан Казы-Гирей надеялся застать москвичей врасплох, разорить и сжечь город дотла. Ему стало известно о том, что русские войска воюют со шведами, большая часть воинов уже далеко от Москвы, следовательно, некому будет защитить город и его жителей. Но на подступах к границам Москвы татар ждало большое войско под предводительством Бориса Годунова. Государев шурин приказал поспешно укреплять городские стены и башни.

Расположенные полукольцом монастыри — Данилов, Новодевичий, Новоспасский — послужили линией крепостей и были приготовлены к долгой осаде. Незащищенным осталось пространство с южной стороны между Даниловым монастырем и Воробьёвыми горами, или между Тульской и Калужской дорогами. Именно здесь расположили Обоз, главный стан русского войска, устроив в нем так называемый Гуляй-город. Гуляй-город – это деревянная передвижная крепость на колесах или полозьях.

IMG_2879

В Обозе поставили полотняную походную церковь во имя прп Сергия Радонежского. Царь Федор Иоаннович пожелал крестным ходом обнести Донскую икону Божьей Матери по городским стенам и стану, а потом с молитвами поставить чудотворный образ в походную церковь.

4 июля между небольшими отрядами русских и татар в течение всего дня происходили вооруженные стычки, а на следующий день хан Казы–Гирей внезапно бежал со своим воинством. В разрядной книге говорится: «5-го июля, за час до света, побежал с великим страхом и ужасом, пометав на дороге лошади и рухляди (имущество) и даже возки свои, в которых сам ехал».

В память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана через год или несколько более на том месте, где стоял Обоз и походная церковь прп. Сергия с образом Донской Богородицы, был основан Донской монастырь. Монастырь в XVIIв назывался монастырем Пресвятой богородицы Донской «что в Обозе».

Первое каменное здание на территории Донского монастыря было построено в 1592 году на средства Бориса Годунова. Как отмечали летописцы, Годунов строил храм «во имя Пречистыя Богородицы и славныя Ея Похвалы» «по виду ради богоугодного дела, а по правде из-за своего безмерного тщеславия». Этот небольшой Старый храм первоначально представлял собой бесстолпный четверик с трехступенчатой горкой кокошников, который завершался одной главой на высоком барабане. На одной из его стен Борис Годунов распорядился поместить свой портрет! Увы, до наших дней это изображение не сохранилось. Чуть позже храм стал именоваться по чтимой Донской иконе Божьей матери. А когда в конце XVII века в самом сердце монастыря был построен величественный Большой собор, освященный также в честь Донской иконы, то Старый храм нарекли Малым собором.

Здание Малого собора неоднократно перестраивали. В 1677-1678 гг к нему пристроили два боковых придела во имя преподобного Сергия Радонежского и великомученика Федора Стратилата. Затем в 1673 году трапезную и в 1679 году – шатровую колокольню. Также в конце XVII века собор и приделы были расписаны мастерами Оружейной палаты живописцами Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым. Однако до нашего времени от внутреннего убранства XVI-XVII вв ничего не сохранилось. Открытые в 1948 году росписи стен были выполнены в 1780-х гг. В середине XX в. многие утраченные ранее части храма были восстановлены, уровень пола поднят над древним примерно на 50 см.

Рисунок-реконструкция Д. Сухова (А.М. Харламова, И.В. Эрн. Д. Сухов // Зодчие Москвы. XX век. М., Московский рабочий. 1988)

малый собор

В конце 20-х годов XX века собор закрыли, в нем разместилось общежитие метрополитена. С 1946 г. богослужения в храме возобновились. После войны по благословению Патриарха Алексия I в Малом соборе была установлена мироваренная печь. В Малом соборе Донского монастыря мироварение продолжается и по сей день, и отсюда святое миро распределяется по всем приходам Русской Православной Церкви. Храм сильно пострадал во время пожара 1992 года. При восстановительных работах в подвале Малого собора были раскрыты нетленные мощи патриарха Тихона, погребенного здесь в 1925 году. Сейчас мощи Святителя перенесены в Большой собор.

IMG_2881

 

IMG_2882

IMG_2720

Донской монастырь с момента своего основания переживал разные времена, рассвет и упадок, затем снова возрождение обители. В Великую Смуту монастырь был осажден отрядами гетмана Г.А. Ходкевича, разграблен и опустошён. С воцарением Михаила Федоровича и затем его сына Алексея Михайловича он становится богомольем царей. Несмотря на то, что Донской монастырь считался в первой половине XVII века беднейшим, сюда часто совершался государями крестный ход. В 1622 году Михаил Федорович передал в дар монастырю служебные печатные Минеи. В 1675 г в обители монастыря с особым торжеством праздновали именины 3-летнего царевича Петра Алексеевича, будущего императора Петра I.

К середине XVII века Донской монастырь был приписан к Андреевскому монастырю, но уже в 1678 восстановил самостоятельность. В 1683 г. монастырь возведен в степень архимандрии. В 1745 году обитель получает статус ставропигиального монастыря.

На благоустройство обители жертвовались огромные суммы. Пожертвования в XVII-XVIII вв. делали не только представители царской фамилии, но и другие, например боярин Артамон Матвеев, а также члены семьи бунтовщика Степана Разина. Эпоха расцвета Донского монастыря приходится на 80-е годы XVII века. По обету Екатерины Алексеевны и при участии ее сестры царевны Софьи началось строительство Большого собора в 1684 году. Строительство продолжалось с перерывами, и только в 1698 году он был достроен и освящен. Пятиглавый собор был построен из красного кирпича на высоком подклете и окружен двухъярусной арочной галереей, которая первоначально была открытой. Четыре главы на высоких световых барабанах размещены крестообразно и ориентированы по сторонам света, а пятая более массивная глава величественно возвышается над центром здания. Внутренним украшением собора является семиярусный иконостас, который был выполнен мастерами Оружейной палаты. В 1782 году расписывал соборный интерьер итальянский художник Антонио Клаудио.

Колокольню монастыря стали возводить в первой половине XVIII века по проекту Доменико Трезини на некотором расстоянии от Большого собора. Начал строить колокольню архитектор И.И. Шедель, а завершил строительство архитектор А.П. Евлашев в 1753 году.

Одновременно со строительством Нового собора стали возводить каменные стены вокруг монастыря. До 1686 года монастырская ограда была деревянной. За счет государевой казны построили сначала небольшой участок стены, но вскоре строительство прекратилось из-за недостаточного финансирования. В 1697 году новые каменные стены и башни стали возводить на пожертвования вдовы думного дьяка Якова Аверкиевича Кириллова, Ирины Симоновны. Завершилось строительство монастырской ограды в 1711г.

Во второй половине XVIII века в обители произошёл известный трагический эпизод.

(Продолжение следует)

MaryAnto (Мария Антоненко) 2015г

Share on VKShare on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0Pin on Pinterest0Email this to someonePrint this pageShare on Tumblr0
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *