Опубликовано Оставить комментарий

Дворик в Гжельском переулке

Дворик в Гжельском переулке
Дворик в Гжельском переулке

Дворик в Гжельском переулке, запечатленный на картине В.В Герасимова. Сейчас вход в этот двор закрыт. Пришлось с моими туристами на горку подниматься и через крапиву проходить, чтобы на красоту посмотреть. Вот и теперь с вами делюсь фотками.

Опубликовано Оставить комментарий

Спорт — это здоровье и красота!

Сегодня с утра в спортзале ударно отработала два добрых часа.
час на дорожке — 7 км со скоростью 7.1
и
час — железо потягала.
Во время совершенствования своего тела, мой разум подбросил мне мысль о плакатах. Да-да именно о плакатах агитационных советского времени.
Я размышляла о том, как здорово заниматься спортом и о том, как бы народ приобщить к этому приятному и полезному занятию. Опять таки эндорфинчики выделяются, что есть хорошо)))
В советское время спорт был одним из приоритетов политики партии )) Художники мастерски оформляли агитационные плакаты. Их творческий подход и сейчас может повлиять на современного человека.

Опубликовано Оставить комментарий

Верования русских людей

В древности существовало поверье, что мол на берегах Волги растет диво дивное — животнорастение — баранец! Когда растение расцветает, то на самой его верхушке появляется плод похожий на ягненка. «…ноги мохнатые, рогов нет, передняя часть как у рака, а задняя совершенное мясо. Оно живет, не сходя с места, до тех пор пока имеет вокруг себя пищу».
Русские дурачили иностранцев, продавали им меховые шапки, как шапки из меха «легендарного» баранца )))

Опубликовано Оставить комментарий

Дать на лапу

Многие слова и словосочитания со временем утратили свой первоначальный смысл. Тоже самое произошло с выражением «Дать на лапу». Встречаются несколько вариантов на тему, и это один из.

Еще в XII веке на Руси существовал один из любопытных способов гадания.
По деревням, городам и селам ходили скоморохи, глумцы и плясцы. На потеху людям приводили медведя. Самые смелые женщины, будучи беременными, подходили к медведю и давали ему «на лапу» хлеб. «Зачем?!» спросите вы. А затем, чтобы погадать. Эти женщины прислушивались к голосу животного: если медведь зарычит, то на свет она родит девочку, а если замычит — мальчика.

Опубликовано Оставить комментарий

Животворящий крест в церкви с. Годеново

Крест был найден на болоте в глухих местах в 15 веке близ Ростова Великого.
Во времена гонений на религию безбожники пытались уничтожить этот крест. Чтобы они не делали, крест оставался на своем месте целым и невредимым.
Был момент когда особо рьяный товарищ пытался распилить распятие, но деревянный крест как будто становился железным. Единственное что удалось ему сделать это немного повредить мизинец на правой ноге Христа. В начале 2000-х животворящий крест отреставрировали.

Опубликовано Оставить комментарий

Жизнь в каморке

В XIX и начале XX вв. промышленники-фабриканты строили для рабочих казармы. Комнаты в них назывались каморками. Одна каморка, была рассчитана на 3 семьи. Метраж примерно 16 квадратов, высокий потолок, и одно окно. Длинный коврик-половик служил границей «владений» для семей.
В музее города Ликино показан макет каморки в казармах, при мануфактурной фабрике Смирнова.
Первоначально фабрикант задумывал заселять в каморке на первом этаже две полноценные семьи, а на втором этаже одного несемейного человека. Но в реалии на фабрику приходили уже семейные рабочие и вторые этажи также стали занимать семьи минимум из трех человек (бывало и по шесть человек! На таком маленьком пространстве).

Дети спали под кроватью своих родителей. Кровати были на высоких ножках. Сотрудники музея признались, что ножки кровати были ими укорочены, поэтому кровати стали ниже и у посетителей возникает недоумение как дети могли спать под такой низкой кроватью.

Опубликовано Оставить комментарий

Тараканий промысел

Вот кто бы мог подумать, что тараканий промысел это не разведение данного вида насекомых, а их уничтожение!

Хотя…. можно таки бизнес организовать по разведению тараканов и продавать их в азиатские страны. Ой, свою собственную экономику подняла бы. Эх мечты мечты ))

Ну да ладно. Продолжу!

Лет 150-200 назад действительно существовал такой «промысел» по уничтожению тараканов. Народ покупал на базаре кроличьи или беличьи лапки, затем окунал их в мышьяк и оставляли в углах своих домов отравленные лапки. Несложно догадаться, что травились не только тараканы, но и сами домочадцы.

текст — Мария Анто
фото- Кадр из м/ф «Тараканище»

09.02.2018

Опубликовано Оставить комментарий

Как москвичи лечились в стародавние времена?

Деревенский знахарь, Худ.Г.Мясоедов
Деревенский знахарь, Худ.Г.Мясоедов

В случае недуга обращались к колдунам, знахарям, молились перед святыми иконами, мощами и пр.

«Домострой» 16 века в помощь 
«Како врачеватися християном о болезни и от всяких скорбеи»

«Аще Бог пошлет на кого болезнь, или какую скорбь, ино врачеватися Божиею милостию, да слезами да молитвою да постом, да милостынею к нищим, да истинным покаянием, да благодарение, и прощение и милосердие, и нелицемерная любовь ко всякому, да отцов духовных подьвизати на моление Богу и молебны пети и вода святити с честных крестов и со святых мощеи, и с чюдотворных образов, и маслом свящатися да и по чюдотворным по святым местом обещеватися и приходяще молитися, со всякою чистою совестию, тем целба всяким различным недугом от Бога получити….»

Вот нашла в литературе любопытный старинный рецепт от телесной болезни. 
Привязать черный хлебный мякиш, вымоченный в квасе, к голове, нюхать целый день хрен, а пучок волос зарыть под калиткой. И болезнь как рукой снимет.

P.S.: Перед применением древнего народного средства проконсультируйтесь со своим лечащим доктором.

MaryAnto
март 2018

Опубликовано Оставить комментарий

Про платок и фрески на Киевской.

Опубликовано Оставить комментарий

И в Москве сжигали ведьм….

И в Москве сжигали ведьм…

Эдвард Фредерик Брютнолл: Визит к Ведьме, 1882г
Эдвард Фредерик Брютнолл: Визит к Ведьме, 1882г
«Колдуй баба, колдуй дед…»

В Москве в разные времена существовал большой спрос на колдовские дела. Житейские и бытовые вопросы нужно решать быстро, и лучший способ – это обратится к знающим людям – волшебникам. Колдовали как мужчины, так и женщины. В этом деле мужчин было не так уж и много. В основном ворожили пожилые женщины и редко молодые барышни. Для решения всякой проблемы находился «профи» в конкретной области магии и волшебства. Случалась засуха, – народ обращался к облакопрогонникам, которые могли повелевать погодой. Нужно было провести чародейственные обряды – это к чародеям, колдунам, кудесникам.

Опубликовано 1 комментарий

Музей непридуманных историй. Дому писателя вернут первоначальный облик

Наш гид Мария Антоненко дала интерьвью для газеты «Вечерняя Москва».

Невысокий дом задрапирован строительной сеткой. Во дворе гуляют сквозняки и скучает охранник: Дом-музей Ивана Тургенева закрыт на реставрацию. Захватив с собой сборник избранных произведений писателя, журналисты «ВМ» прошлись с краеведом по Остоженке и вспомнили историю «литературного» дома.

Из-за ширмы кокетливо выглядывает кусочек стены цвета белой ночи, напоминающего о ранних сумерках. Со стороны переулков видны небольшие темные окна антресоли — верхнего полуэтажа здания. Старинный дом сонно «поглядывает» на прохожих.

Опубликовано Оставить комментарий

Магазин Перлова на Тверской

В Москве XVIII века все большую популярность начинает приобретать чай. Немалую роль в распространенности восточного напитка сыграли купцы Перловы. Они одними из первых стали торговать чаем в розницу, имели большой выбор сортов и возможность купить их в любом количестве. Продавался чай в жестяных и аллюминиевых чайницах с рекламными слоганами. Чайный бизнес активно развивался, к XIX веку династия Перловых насчитывала уже 88 магазинов в Европе и России, 12 из них в Москве. Один из них располагался на Тверской улице, его вы и видите на фото.

Магазин_Перлова

Начало 20 века — 2015г.

MaryAnto, июль 2015

Опубликовано 1 комментарий

Шок! В Москве бог торговли лишился лица!

^A326C6CBE6070490CE7A61AF14158E34CE7D824CB39A447E40^pimgpsh_fullsize_distr

 

^292B3E508B22A870CD5095261554E662C5286B897B0C6D43A9^pimgpsh_fullsize_distr

На фасаде торгового дома Кузнецова (магазин посуды “Гледиз”) по Мясницкой 8 сейчас можно увидеть изуродованное лицо бога Меркурия.

Магазин “Гледиз” знаменит на всю Москву. Здесь продают дорогую и красивую посуду известных мировых брендов, а также столовые приборы, текстиль и пр. Но не только это придает магазину известность.

Сам дом представляет большую историческую, архитектурную и культурную ценность.

В 1898 -1903 году дом был построен архитектором Ф.О. Шехтелем для фирмы «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». Изначально дом имел всего три этажа, позже в 30-х годах XX века надстроили еще два этажа.

Здание получилось основательным и монументальным. На его фасаде, выходящем на Мясницкую улицу, расположены большие арочные окна, украшенные картушами, а между ними горельефы крылатых голов бога торговли.
В 1907 году 18 марта в этом доме прошла первая выставка художественного объединения «Голубая Роза». Организована она была редакцией журнала «Золотое руно».

Эта выставка имела огромный успех в Москве, ее посетило более 5 тыс. человек. В ней участвовали и демонстрировали свои работы такие художники как Николай Сапунов, Сергей Судейкин, Мартирос Сарьян, Павел Кузнецов. В зале, где проходила выставка, звучала музыка, читали стихи Андрей Белый и Валерий Брюсов.

Кстати, название выставки «Голубая Роза» было предложено именно поэтом-символистом Валерием Брюсовым. Ведь голубой цвет — символ надежды, поэтической мечты, бесконечного пространства.

MaryAnto, июль 2015

Опубликовано Оставить комментарий

Никольская улица

Прогуливаясь по Никольской улице, ваш взгляд неизменно приковывает дом с номером 15. Сегодня это Историко-архивный институт РГГУ, но история этого здания уходит в далекое прошлое. На этом месте находилась первая в России типография, которая была основана при Иване Грозном в 1553 году. Именно здесь в 1564 году Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец издали  первую датированную книгу «Апостол». Недаром на фасаде и сейчас можно увидеть Единорога — символ мудрости. С 1721 года Печатный двор становится Синодальной типографией, которая не раз достраивалась и перестраивалась в «русском стиле». В результате здание приобрело незабываемый готический облик, богатый неповторимыми барельефами, и стало одним из самый ярких зданий центра столицы. А подробнее о нем, а также о других зданиях на Никольской вы сможете узнать на нашей экскурсии, которая состоится 2 июля.

Опубликовано Оставить комментарий

Православная святыня на Лубянке

нач. XX в. — 2015 г.

На углу двух улиц, Кузнецкий мост и Большая Лубянка, стояла церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1514 году великий князь Иван III поручил итальянскому зодчему Алоизио Ламберти да Монтаньяна построить одновременно одиннадцать храмов в Москве, среди них была и Введенская церковь. Итальянский мастер, больше известный под именем Алевиз Новый или Алевиз Фрязин, прославился строительством  архитектурных творений: Архангельского собора в Кремле, церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (уничтожена), собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре и многих других.

В Москве в начале XVIв жили и работали два зодчих под именем Алевиз. Один Алевиз Новый, а другой Алевиз Старый. Алевиз Старый, которого на родине знают как Алоизио да Карезано, прибыл с послами великого князя из Милана в Москву в 1494г. Великий князь Иван III поручил ему строить защитные сооружения, стены и башни и не только. В летописи 1499 года говорится: «Князь великий велел заложити двор свой, полаты каменыа и кирпичныа, а под ними погребы и ледники, на старом дворе у Благовещениа, да стену камену от двора своего до Боровитскиа стрелници; а мастер Алевиз Фрязин от града Медиолама». Также в 1508 году «князь великий велел вкруг града Москвы ров делати камением и кирпичем и пруды чинити вкруг града Алевизу Фрязину». Аливизов ров был засыпан в 1813-14гг.