Опубликовано

Музей непридуманных историй. Дому писателя вернут первоначальный облик

Наш гид Мария Антоненко дала интерьвью для газеты «Вечерняя Москва».

Невысокий дом задрапирован строительной сеткой. Во дворе гуляют сквозняки и скучает охранник: Дом-музей Ивана Тургенева закрыт на реставрацию. Захватив с собой сборник избранных произведений писателя, журналисты «ВМ» прошлись с краеведом по Остоженке и вспомнили историю «литературного» дома.

Из-за ширмы кокетливо выглядывает кусочек стены цвета белой ночи, напоминающего о ранних сумерках. Со стороны переулков видны небольшие темные окна антресоли — верхнего полуэтажа здания. Старинный дом сонно «поглядывает» на прохожих.

— Перед нами особняк, построенный в 1819 году, — историк и краевед Мария Антоненко останавливается у забора, окружающего здание. — Это один из немногих деревянных домов Москвы, сохранившихся до наших дней. Даже цвет стен у него остался таким же серым, как и раньше. Помните, у Тургенева: «…в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом жила некогда барыня, окруженная многочисленной дворней».

Это первые строки из рассказа «Муму».

В доме на Остоженке Тургенев написал немало статей и рецензий для литературного журнала «Отечественные записки». С этим местом так или иначе связано появление комедии «Нахлебник» и рассказа «Бежин луг» из знаменитого цикла «Записки охотника». Но в историю старинный особняк вошел как «Дом Муму». По распространенной версии, печальная история про глухонемого дворника Герасима и его собаку написана Тургеневым по реальным событиям.

— Мать писателя Варвара Петровна начиная с 1840 года провела в деревянном особняке последние десять лет своей жизни, — говорит Мария Антоненко. — За все это время Тургенев в доме на Остоженке провел в общей сложности около двух с половиной лет. Избегая давления своей деспотичной матери, он бывал здесь наездами.

О своенравном характере Варвары Петровны ходили легенды. В своей усадьбе «Спасское-Лутовиново» она вела себя как царица. У нее были собственные министры, в которых она наряжала слуг, полиция и даже суд.

— А Герасима в реальной жизни звали Андрей, — заверяет Антоненко. — Но в отличие от литературного персонажа, утопив собаку, он остался верен барыне, а не ушел в деревню, как это сделал Герасим.

Музей писателя в доме на Остоженке появился в 2009 году. А в начале XX века в особняке была бесплатная лечебница для детей, потом коммуналки. В 1970-х здесь располагался Главспортпром. Более чем за 150 лет от тургеневских интерьеров почти ничего не осталось.

— Комнаты Тургенева находились на антресолях, — показывает на оконца под крышей Мария. — Окна выходили во двор, где был сад.

Сейчас за домом растет всего несколько деревьев. Но среди них есть особенный старый вяз, в тени которого отдыхал Тургенев.

5 ФАКТОВ О «ДОМЕ МУМУ»

■ Реставрация

Проект реставрации дома Тургенева предполагает возвращение ему того самого облика, когда в нем проживал Иван Тургенев.

■ Экспонаты

После реставрации в доме Тургенева откроется обновленная экспозиция музея. Среди экспонатов, которые можно будет увидеть, — рукописи писателя, прижизненные издания. А также посмертная маска Ивана Сергеевича и слепок с его руки.

■ Премьера

В 1850 году в особняке собрался весь литературный бомонд. Многие известные личности, среди которых был и актер Михаил Щепкин, пришли поздравить Тургенева с блестящей премьерой комедии «Провинциалка».

■ Дочь писателя

В доме на Остоженке родилась внебрачная дочь писателя — Пелагея. Мамой девочки была белошвейка Варвары Тургеневой. Пелагея росла в семье оперной певицы Полины Виардо.

■ Другие жители

После смерти матери Иван Сергеевич покинул дом на Остоженке навсегда. А в конце 1850-х годов в этом доме поселилась семья двоюродного брата Евгения Баратынского, известного поэта и друга Пушкина.

Опубликовано

Магазин Перлова на Тверской

В Москве XVIII века все большую популярность начинает приобретать чай. Немалую роль в распространенности восточного напитка сыграли купцы Перловы. Они одними из первых стали торговать чаем в розницу, имели большой выбор сортов и возможность купить их в любом количестве. Продавался чай в жестяных и аллюминиевых чайницах с рекламными слоганами. Чайный бизнес активно развивался, к XIX веку династия Перловых насчитывала уже 88 магазинов в Европе и России, 12 из них в Москве. Один из них располагался на Тверской улице, его вы и видите на фото.

Магазин_Перлова

Начало 20 века — 2015г.

MaryAnto, июль 2015

Опубликовано

Шок! В Москве бог торговли лишился лица!

^A326C6CBE6070490CE7A61AF14158E34CE7D824CB39A447E40^pimgpsh_fullsize_distr

 

^292B3E508B22A870CD5095261554E662C5286B897B0C6D43A9^pimgpsh_fullsize_distr

На фасаде торгового дома Кузнецова (магазин посуды “Гледиз”) по Мясницкой 8 сейчас можно увидеть изуродованное лицо бога Меркурия.

Магазин “Гледиз” знаменит на всю Москву. Здесь продают дорогую и красивую посуду известных мировых брендов, а также столовые приборы, текстиль и пр. Но не только это придает магазину известность.

Сам дом представляет большую историческую, архитектурную и культурную ценность.

В 1898 -1903 году дом был построен архитектором Ф.О. Шехтелем для фирмы «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». Изначально дом имел всего три этажа, позже в 30-х годах XX века надстроили еще два этажа.

Здание получилось основательным и монументальным. На его фасаде, выходящем на Мясницкую улицу, расположены большие арочные окна, украшенные картушами, а между ними горельефы крылатых голов бога торговли.
В 1907 году 18 марта в этом доме прошла первая выставка художественного объединения «Голубая Роза». Организована она была редакцией журнала «Золотое руно».

Эта выставка имела огромный успех в Москве, ее посетило более 5 тыс. человек. В ней участвовали и демонстрировали свои работы такие художники как Николай Сапунов, Сергей Судейкин, Мартирос Сарьян, Павел Кузнецов. В зале, где проходила выставка, звучала музыка, читали стихи Андрей Белый и Валерий Брюсов.

Кстати, название выставки «Голубая Роза» было предложено именно поэтом-символистом Валерием Брюсовым. Ведь голубой цвет — символ надежды, поэтической мечты, бесконечного пространства.

MaryAnto, июль 2015

Опубликовано

Никольская улица

Прогуливаясь по Никольской улице, ваш взгляд неизменно приковывает дом с номером 15. Сегодня это Историко-архивный институт РГГУ, но история этого здания уходит в далекое прошлое. На этом месте находилась первая в России типография, которая была основана при Иване Грозном в 1553 году. Именно здесь в 1564 году Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец издали  первую датированную книгу «Апостол». Недаром на фасаде и сейчас можно увидеть Единорога — символ мудрости. С 1721 года Печатный двор становится Синодальной типографией, которая не раз достраивалась и перестраивалась в «русском стиле». В результате здание приобрело незабываемый готический облик, богатый неповторимыми барельефами, и стало одним из самый ярких зданий центра столицы. А подробнее о нем, а также о других зданиях на Никольской вы сможете узнать на нашей экскурсии, которая состоится 2 июля.

Опубликовано

Православная святыня на Лубянке

Введенская_церковь

 

нач. XX в. — 2015 г.

На углу двух улиц, Кузнецкий мост и Большая Лубянка, стояла церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1514 году великий князь Иван III поручил итальянскому зодчему Алоизио Ламберти да Монтаньяна построить одновременно одиннадцать храмов в Москве, среди них была и Введенская церковь. Итальянский мастер, больше известный под именем Алевиз Новый или Алевиз Фрязин, прославился строительством  архитектурных творений: Архангельского собора в Кремле, церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (уничтожена), собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре и многих других.

В Москве в начале XVIв жили и работали два зодчих под именем Алевиз. Один Алевиз Новый, а другой Алевиз Старый. Алевиз Старый, которого на родине знают как Алоизио да Карезано, прибыл с послами великого князя из Милана в Москву в 1494г. Великий князь Иван III поручил ему строить защитные сооружения, стены и башни и не только. В летописи 1499 года говорится: «Князь великий велел заложити двор свой, полаты каменыа и кирпичныа, а под ними погребы и ледники, на старом дворе у Благовещениа, да стену камену от двора своего до Боровитскиа стрелници; а мастер Алевиз Фрязин от града Медиолама». Также в 1508 году «князь великий велел вкруг града Москвы ров делати камением и кирпичем и пруды чинити вкруг града Алевизу Фрязину». Аливизов ров был засыпан в 1813-14гг. Читать далее Православная святыня на Лубянке

Опубликовано

Вид на Лубянскую площадь, дом Новикова, Владимирские ворота (Никольские ворота) Китай-города

Лубянка_1

1800-е годы – 2015 г.

На картине Фёдора Алексеева хорошо видно, как выглядела площадь в 19 веке. Слева изображена церковь Гребневской иконы Божьей матери на Лубянке. По преданию, первый деревянный храм построил здесь по обету великий князь Иван III в память о взятии Новгорода. В начале 18 века храм обновили. В 1711 году его освещал Стефан Яворский. На церковном погосте были погребены многие известные деятели 17-18 вв: автор первого в России учебника по математики Л.Ф Магницкий, учитель Петра I Никита Зотов и другие. В 1922 году церковное имущество было изъято, часть передали в музеи, а что-то вообще пустили на утилизацию. К 1934 году храм полностью стерли с лица земли.

За церковью стоит дом Николая Ивановича Новикова, масона, известного просветителя и благотворителя конца 18 века. В 1782 году Н.И. Новиков приобретает обширные владения с садом и двухэтажным каменным домом, некогда принадлежавшие аптекарю Мейеру. Затем дом был перестроен. В подвале разместилась новиковская типография, склад, где хранились печатные издания не только светского, философского и религиозного содержания, но и масонского.

В 1806 году дом Новикова был снесен, на его месте камер-юнкер Шипов построил в 1826 году огромное здание. За свой внушительный вид народ этот дом окрестил «Шиповской крепостью». Дом в Москве пользовался дурной славой. Гиляровский писал: «Обитатели «Шиповской крепости» делились на две категории: в одной – беглые крепостные, мелкие воры, нищие, сбежавшие от родителей и хозяев дети, ученики и скрывшиеся из малолетнего отделения тюремного замка, затем московские мещане и беспаспортные крестьяне из ближних деревень. Все это развеселый пьяный народ, ищущий здесь убежища от полиции».

MaryAnto

Опубликовано

Хомякова роща

 Кузнецкий_мост

1900-е гг. — 2015 г.

Нешуточные страсти разгорелись вокруг «Хомяковой рощи» в начале XX века.

На углу улицы Петровки и Кузнецкого моста когда-то располагалось большое владение, принадлежавшее известному публицисту, поэту, философу А.С Хомякову. У него в гостях бывали многие известные личности XIX века: А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь и другие.

После смерти Хомякова земля досталась по наследству внучатому племяннику и полному тёзке поэта. В конце XIX века молодой Хомяков решил построить на своем участке каменный дом, но городские власти этому воспротивились, т. к. хотели расширить переулок. Предлагали владельцу продать небольшой клочок земли. Тогда Хомяков заломил неслыханную по тем временам сумму в 100 000р. Городского голову, конечно же, не устроил такой расклад, и началась долгая тяжба. В течение 12 лет велся торг за маленький участок земли. Хомяков из вредности огородил эту землю железной решеткой, посадил здесь небольшие кустики и цветочки. Таким образом, посередине Кузнецкого переулка образовался неправильной формы треугольник, который москвичи прозвали «Хомяковой рощей». Можно себе представить, сколько неудобств доставила сумасбродная выходка Хомякова городу и его жителям.

Чего только не предпринимали в отношении Хомякова, как только на него не воздействовали, уговорами, угрозами, поступавшими от обер-полицмейстера, грозившего выслать упрямца из Москвы в течение суток в случае несогласия продать участок по приемлемой цене. Казалось, что все бесполезно. Как вдруг в один прекрасный день Хомяков собрал вещи и уехал за границу, при этом напоследок отдал распоряжение убрать решётки, очистить переулок от зеленых насаждений. Сложно сказать, что тому послужило причиной. То ли подействовали угрозы властей, то ли на Хомякова повлияли многочисленные карикатуры, которые печатались на него в большом количестве в газетах. Например, карикатура: осел с лицом Хомякова гуляет в роще…

MaryAnto

Статья была написана по мотивам рассказа В.А.Гиляровского, взятого из произведения «Москва и Москвичи».

Опубликовано

Мясницкая улица, вид на церковь архидиакона Евпла

Мясницкая1

Свое название улица получила по Мясницкой слободе, которая просуществовала здесь до конца 17 века. Небольшой отрезок Мясницкой улицы назывался Евпловской, по церкви архидиакона Евпла. И начиналась улица не от современной Лубянской площади, а от Ильинских ворот Китай-города. Церковь архидиакона Евпла стояла до 1926 года на углу с современным Милютинским переулком.
На этом месте в 1620 году построили деревянный храм св. Евпла. В 1750-е годы по прошению генерал-майорши Д. Л. Томиловой был выстроен новый каменный двухэтажный храм с приделами св. Евпла и архангела Михаила, на втором этаже – Святой Троицы. В здании церкви имелся двухъярусный иконостас с иконами 17-18 века, Евангелия 18 века, украшенные серебряными чеканными окладами. С приходом советской власти большинство церковных реликвий были изъяты в 1922 году. Храм разрушен, а на его месте в 1925 году хотели возвести 9-ти этажный «Дворец трестов» по инициативе центрального правления государственного объединения машиностроительных заводов (ГОМЗ’ы). Но проект «Дворца трестов» так и не был реализован. Долгое время здесь стоял огромный макет телефонного аппарата.

post-17206-0-15125600-1424518127
В 1996 году на месте церкви св.Евпла началось строительство очередного делового центра в Москве.

MaryAnto

Опубликовано

Куда исчезли красавцы-мужчины?

Театральная1

В доме 2, между улицей Большая Дмитровка и Театральной площадью, находится наземный вестибюль ст.м Театральная и Охотный ряд. Когда-то, еще в советское время, в нишах этого здания на постаментах красовались гипсовые скульптуры атлетов. Они находились во всех шести нишах вестибюля!
Читать далее Куда исчезли красавцы-мужчины?

Опубликовано

Охотный ряд 1930-х — 2015гг

Вид с Моховой улицы в сторону Театральной площади. Справа — частично уже снесенные Охотные ряды и еще недостроенное здание гостиницы «Москва», слева — гостиница «Националь». 

Page1

Охотный ряд — место в центре Москвы, от которого сохранилось лишь одно название. Когда-то, еще в 19 веке и до начала 20-го, здесь был рай для заядлых охотников и рыболовов. Продавали, дичь, мясо, рыбу, различный охотничий инвентарь. А кое-кто и антиквариатом из-под полы приторговывал. Был случай! Однажды одного индийского князя ограбили, раздели и избили грачевские хулиганы в районе Трубной площади. Там же в одной из сточных канав нашли квартальные полуживого представителя высшего света Индии. Доставили в участок, допросили, но так толком о пострадавшем ничего не узнали. Что делать с ним? Документов нет, русским языком не владеет, кто таков и откуда — тоже непонятно. В таких случаях особо с людьми в 19 веке не церемонились. Отправляли их либо в больницу (в лучшем случае), либо на нары до выяснения обстоятельств и установления самой личности.

Иностранца отправили в тюрьму. Долго бы князь просидел в гиблом месте, если бы один из представителей посольства Индии совершенно случайно не оказался в Охотном ряду. Гуляя по торговым рядам, посол выбирал оружие для охоты, а может просто ради интереса разглядывал всякие диковинки, вдруг увидел в руках у одного торгаша за прилавком медальон золотой с причудливой огранкой. Посол подошёл к этому человеку и через переводчика попросил показать поближе, что у того в руке. «Да, барин! Вещица знатная будет, явно не из наших краев», сказал торгаш с важным видом. «Почем продашь?», спросил посол. «За золотые перстни с драгоценными камнями на твоих пальцах»…

В общем, после долгих торгов медальон перекочевал к послу. Медальон принадлежал пропавшему князю. Именно по этому самому медальону посол узнал, что индийский князь, которого уже все на его родине разыскивали, в Москве. На «уши» подняли всю московскую полицию. Князя нашли в совершенно жутком месте и в плохом состоянии, похудевшего, больного и побитого. Перевели его в дорогие и шикарные хоромы, подлатали и отправили восвояси домой. Вот такая душещипательная история. А на месте снесенных рядов уже в наше время появилась чудная площадка с фонтанами. Под землей на Охотном ряду – минус три этажа Торгового центра. Заново отгрохали гостиницу «Москва», которая сейчас зовётся по-иному и на иностранный лад «Four Seasons».

Опубликовано

Тверская улица в конце 19 века.

Тверская улица в конце 19 века. 1896 год. На видео ошибочно было указано, что съёмка производилась в Санкт-Петербурге. На самом деле это Москва. Это же подтверждает комментатор видео. Из киносборника «Первые фильмы братьев Люмьер» / «The Lumière Brothers’ First Films», составленным французским кинорежиссером Бертраном Тавернье из более чем 1500 картин компании «Люмьер», хранящихся в архивах Института Люмьер в Лионе.

Опубликовано

Здание МИДа вместо Дома Туриста

В начале 20 века 20-30-х годов с особым энтузиазмом и пионерским задором начали кардинально перестраивать красавицу Москву. «…Московские большевики проделали колоссальную работу, взорваны старые дома, и открываются просторы будущих проспектов…» «…Этот план реконструкции выдвинул великАй Сталин!»

После  утверждения в 1935 г. Генерального плана реконструкции Москвы город постепенно утрачивал свой исторический облик, который складывался на протяжении нескольких столетий. Многие старые улицы и переулки выпрямлялись, на образовавшихся новых широких проспектах вместо небольших одно/двухэтажных аккуратных домиков появлялись многоэтажные громоздкие дома, элегантные московские особняки и усадьбы перестраивались до неузнаваемости.

Smolenskaya

 

^58A41953B5E8A5B689C09B5EAA4713DAAC17F700D7C6E6E364^pimgpsh_fullsize_distr

 

Вид со Смоленской площади — на углу с ул.Арбат, здание с плакатом — Общество пролетарского туризма и экскурсий. Фото 40-е годы 20 века.

^A8FBE0617B0EF8A5A021035263ABCE5A38AA758571AF9F27FE^pimgpsh_fullsize_distr

 

50-е гг 20 в.

 

^C4C6B78876E67D56CA03BF03DCFFE6501B35F6E31F8E4D7590^pimgpsh_fullsize_distr

 

80-90 гг 20 века.

В этот период многими выдающимися архитекторами создавались проекты новых монументальных зданий. Какие-то из этих проектов были воплощены в жизнь, какие-то нет. Так, в 1930 году появился проект Дома туриста на Смоленской площади. В здании должны были разместиться  Центральный и Московский советы Общества пролетарского туризма и экскурсий, а также предполагалось  открыть гостиницу на две тысячи человек, магазин «Турист», фотолабораторию, клуб, кино-и лекционные залы, библиотеку. Этот проект только частично был реализован. На углу Денежного переулка и улицы Арбат в 1932 году было возведено десятиэтажное здание для Общества. Но дальше этого дело не пошло, помешала война, и последующее строительство туристического комплекса было заморожено.  В 1952 г. здание существенно перестроили и  умело вписали его в новый ансамбль сталинской высотки Министерства иностранных дел, построенной по проекту В.Г. Гельфрейха и М.А. Минкуса.

Автор статьи MaryAnto (Мария Антоненко).

 

Опубликовано

Москва будущего на открытках «Товарищества Эйнемъ»

В 1913 году кондитерское предприятие «Товарищество Эйнем», известное впоследствии как «Красный Октябрь», выпустило серию шоколадных конфет «Москва будущего». В каждую коробку были вложены 8 открыток, на которых мы можем видеть воображаемую Москву XXIII века глазами наших предков. Каждая открытка сопровождалась соответствующим описанием, которое раскрывает представления жителей того времени о будущем.

Москва-река

Читать далее Москва будущего на открытках «Товарищества Эйнемъ»

Опубликовано

Музей А. С. Есенина

Накануне нашей лекции по Замоскворечью вспомним об одной из достопримечательностей этого района — музее С. Есенина в доме 24 по Большому Строченовскому переулку. Деревянный дом, построенный в 1891 г. по проекту М. Д. Медведева, стал единственным официальным адресом Есенина в Москве, в нем он жил с 1911 по 1918. К сожалению, здание до наших дней не сохранилось, было снесено в 1994 году после череды пожаров. В 1995 г. к 100-летию со дня рождения писателя строение было воссоздано, и в нем был открыт музей поэта. Сегодня посетители музея могут не только увидеть подлинные вещи Есенина, но и послушать чтение стихов в его исполнении и посмотреть редкую кинохронику начала XX века