Опубликовано

Православная святыня на Лубянке

Введенская_церковь

 

нач. XX в. — 2015 г.

На углу двух улиц, Кузнецкий мост и Большая Лубянка, стояла церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1514 году великий князь Иван III поручил итальянскому зодчему Алоизио Ламберти да Монтаньяна построить одновременно одиннадцать храмов в Москве, среди них была и Введенская церковь. Итальянский мастер, больше известный под именем Алевиз Новый или Алевиз Фрязин, прославился строительством  архитектурных творений: Архангельского собора в Кремле, церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (уничтожена), собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре и многих других.

В Москве в начале XVIв жили и работали два зодчих под именем Алевиз. Один Алевиз Новый, а другой Алевиз Старый. Алевиз Старый, которого на родине знают как Алоизио да Карезано, прибыл с послами великого князя из Милана в Москву в 1494г. Великий князь Иван III поручил ему строить защитные сооружения, стены и башни и не только. В летописи 1499 года говорится: «Князь великий велел заложити двор свой, полаты каменыа и кирпичныа, а под ними погребы и ледники, на старом дворе у Благовещениа, да стену камену от двора своего до Боровитскиа стрелници; а мастер Алевиз Фрязин от града Медиолама». Также в 1508 году «князь великий велел вкруг града Москвы ров делати камением и кирпичем и пруды чинити вкруг града Алевизу Фрязину». Аливизов ров был засыпан в 1813-14гг.

В районе современной Лубянки с начала XVI века жили новгородцы и псковичи. Великий князь насильно переселил их в Москву в 1510 году после присоединения к Московскому княжеству Пскова и Новгорода. По этому поводу псковский летописец оставил описание этого печального события: «Псковь взял, а вече порушил и колоколы вечные на Москву велел свезти, и посадников Пськовских, и бояр Пськовских, и купцов, и лучших людей свел на Москву». Тот же летописец сообщает нам, что в Москву были переселены из Пскова 300 семей. Псковичи построили на свои средства приходскую церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая часто обозначалась с приставкой «что во Псковичах».

С Введенской церковью связано множество исторических событий. В марте 1611 года у церкви Введения ополченцы устроили «острожек», или баррикаду, поперек Сретенки (так раньше называлась улица Большая Лубянка). Во время боев с интервентами князь Дмитрий Пожарский получил тяжёлое ранение у церкви Введения. Рядом с церковью находился его дом. Когда в 1612 году ополченцы одержали победу над польско-литовскими захватчиками, он торжественно внес в свою приходскую церковь Казанский образ Богоматери – покровительницу русского воинства. После икону перенесли в Казанский собор на Красной площади.

25 июля 1662 года у Введенской церкви собрался возбужденный народ, жадно читавший прокламацию, или «воровской листок», прибитый у церкви. В листе подробно рассказывалось о введении медных денег и о том, что выгоду от них получили бояре, дьяконы, богатые купцы. При этом простому люду грозило еще большее обнищание. Недовольство переросло в «медный бунт», который был жестоко подавлен царем Алексеем Михайловичем.

В 1734 году город настигло очередное несчастье. На Колымажном дворе от забытой непогашенной свечи разгорелся сильный пожар, который уничтожал все на своем пути. По преданию, разбушевавшееся пламя чудесным образом потухло как раз напротив иконы Знамения, находившейся на отдельном каменном столбе возле церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, что во Псковичах.

В 1745-49 году к церкви пристроили колокольню и трапезную.

Возле Введенского храма в 1905-1908 гг полукружием выросло большое темно-серое здание доходного дома Первого российского страхового общества, арх. Л.Бенуа. Чуть позднее в нем разместился Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД) и ГПУ. В бывшем доходном доме были не только служебные помещения, но и жилые квартиры сотрудников. Соседство с духовным центром, церковью Введения, многим «товарищам» не нравилось. В президиум Моссовета посыпались письма от членов НКИД с просьбами снести церковь. Решающим доводом в принятии решения о ликвидации храма послужило то, что напротив здания НКИД во дворе в 1923 году был установлен памятник революционеру В.В Воровскому работы М.Каца, который был загорожен от глаз трудящихся Введенской церковью. Участь храма была решена. Не помогло вмешательство ученых из Российской академии материальной культуры, пытавшихся доказать культурную и историческую ценность самой церкви.

В 1924 году основную часть церкви снесли, а подвальные помещения разобрали только в 1925 году. Церковные ценности, утварь, иконы перенесли в стоявшую еще тогда церковь Воскресения Господня в Варсонофьевском переулке (уничтожена в 1931г).

Место полностью освободили от церковных строений. Памятник В.В Воровскому так и остался стоять на своем первоначальном месте во дворе бывшего доходного дома. И сейчас этот памятник не особо-то заметен прохожим! Перед зданием образовалось открытое пространство, приспособленное под паркинг.

MaryAnto

Share on VKShare on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0Pin on Pinterest0Email this to someonePrint this pageShare on Tumblr0
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *