Опубликовано

Статья о Павелецком вокзале из газеты «Вечерняя Москва» от 01.09.2016

1914 год. Павелецкий вокзал в те времена находился на отшибе и считался довольно опасным местом. Сейчас все изменилось и он стал одним из важнейших транспортных узлов современной столицы

Сейчас он стал гораздо шире, чем раньше, дороги к нему проложены асфальтовые. Пассажиров из столицы увозят электрички, а не гудящие паровозы. 1 сентября исполняется 116 лет Павелецкому вокзалу. Корреспондент «ВМ» прошелся по нему вместе с экскурсоводом Марией Антоненко и узнал о его истории и событиях.

Рядом с площадью вокзала шумят машины, ходят сотни пассажиров, светятся вывески сетевых кафе быстрого питания. Павелецкий вокзал был построен в 1900 году на Зацепе. Раньше тут размещалась Замоскворецкая таможня. У въезда в город нависала цепь, за ней выстраивалась очередь торговцев, возы которых должны были осматривать таможенники. Место это называлось Зацепой (находящийся за цепью). — Здесь проверяли всю ввозимую в Москву продукцию на предмет контрабанды или алкоголя, — рассказывает Мария. — Рядом на пустыре была образована Зацепская площадь, и вскоре появился Зацепский рынок, славившийся дешевыми товарами, ведь на перевозку товаров крестьяне не тратились. Еще здесь прежде располагались скотобойни, и, когда их оттуда убрали, площадь начала расцветать: тут и там как грибы появлялись лавки, рынки и прочие торговые точки. Островский писал об этом месте: «Сторона эта глухая, люди темные». — Действительно, обстановка тут была криминальная, есть даже упоминания в исторических источниках, как у извозчика на Павелецком вокзале украли огромные рельсы, — добавляет экскурсовод.

Сейчас, столетие спустя, здесь стало гораздо безопаснее. У вокзала тут и там можно увидеть дежурных полицейских. Мы проходим в зал ожидания, где ждут поезда семьи с внушительными чемоданами. — До масштабной реконструкции в 1982 году тут все выглядело иначе. Был роскошный зал ожидания для царской семьи, аптека и буфет. После реконструкции многие любители старины жаловались, что в помещениях совсем пропал бирюзовый цвет, сменившись традиционным бежевым. Также вокзал стал значительно шире с момента его строительства и таким огромным для того времени, что в 1980-х годах многие пассажиры путались в переходах и, случалось, опаздывали на поезд. — С вокзалом связано много историй, — вспоминает Мария. — В 1924 году, к примеру, сюда из Горок прибыл траурный поезд с телом Ленина (С 1941 по 1992 год площадь перед вокзалом называлась Ленинской в память об этом событии. — «ВМ»).

А в период массового голода 1920–1930-х годов рабочие отчисляли 10–15 процентов со своей зарплаты, чтобы купить хлеба для голодающих Поволжья. Именно отсюда портянки, теплые вещи и провизия отправлялись в бедствующие регионы страны. Также Павелецкий вокзал связан и с именем Льва Толстого. В мемуарах историка Юрия Бахрушина описан случай, как сотни людей вышли к Павелецкому вокзалу, ожидая новостей о состоянии здоровья писателя. Лев Николаевич тогда был серьезно болен.

Комментарии к статье о Павелецком вокзале экскурсовода Мария Антоненко:
«Оборванец нанял ломового извозчика, чтобы отвезти рельсы по Коломенской-Ямской улице в «Китай-город». Но едва извозчик стал накладывать эти рельсы на полог, как его задержали. Оказались, что рельсы принадлежат Павелецкой железной дороге, и оборванец пытался воспользоваться ими с целью наживы.»
«Не только интерьеры, но и экстерьеры были выкрашены в бирюзовый цвет.»

Поделитесь этим...
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Pin on Pinterest
Pinterest
Share on LinkedIn
Linkedin
Share on Tumblr
Tumblr
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.