Опубликовано

Статья о Павелецком вокзале из газеты «Вечерняя Москва» от 01.09.2016

1914 год. Павелецкий вокзал в те времена находился на отшибе и считался довольно опасным местом. Сейчас все изменилось и он стал одним из важнейших транспортных узлов современной столицы

Сейчас он стал гораздо шире, чем раньше, дороги к нему проложены асфальтовые. Пассажиров из столицы увозят электрички, а не гудящие паровозы. 1 сентября исполняется 116 лет Павелецкому вокзалу. Корреспондент «ВМ» прошелся по нему вместе с экскурсоводом Марией Антоненко и узнал о его истории и событиях.

Рядом с площадью вокзала шумят машины, ходят сотни пассажиров, светятся вывески сетевых кафе быстрого питания. Павелецкий вокзал был построен в 1900 году на Зацепе. Раньше тут размещалась Замоскворецкая таможня. У въезда в город нависала цепь, за ней выстраивалась очередь торговцев, возы которых должны были осматривать таможенники. Место это называлось Зацепой (находящийся за цепью). — Здесь проверяли всю ввозимую в Москву продукцию на предмет контрабанды или алкоголя, — рассказывает Мария. — Рядом на пустыре была образована Зацепская площадь, и вскоре появился Зацепский рынок, славившийся дешевыми товарами, ведь на перевозку товаров крестьяне не тратились. Еще здесь прежде располагались скотобойни, и, когда их оттуда убрали, площадь начала расцветать: тут и там как грибы появлялись лавки, рынки и прочие торговые точки. Островский писал об этом месте: «Сторона эта глухая, люди темные». — Действительно, обстановка тут была криминальная, есть даже упоминания в исторических источниках, как у извозчика на Павелецком вокзале украли огромные рельсы, — добавляет экскурсовод.

Сейчас, столетие спустя, здесь стало гораздо безопаснее. У вокзала тут и там можно увидеть дежурных полицейских. Мы проходим в зал ожидания, где ждут поезда семьи с внушительными чемоданами. — До масштабной реконструкции в 1982 году тут все выглядело иначе. Был роскошный зал ожидания для царской семьи, аптека и буфет. После реконструкции многие любители старины жаловались, что в помещениях совсем пропал бирюзовый цвет, сменившись традиционным бежевым. Также вокзал стал значительно шире с момента его строительства и таким огромным для того времени, что в 1980-х годах многие пассажиры путались в переходах и, случалось, опаздывали на поезд. — С вокзалом связано много историй, — вспоминает Мария. — В 1924 году, к примеру, сюда из Горок прибыл траурный поезд с телом Ленина (С 1941 по 1992 год площадь перед вокзалом называлась Ленинской в память об этом событии. — «ВМ»).

А в период массового голода 1920–1930-х годов рабочие отчисляли 10–15 процентов со своей зарплаты, чтобы купить хлеба для голодающих Поволжья. Именно отсюда портянки, теплые вещи и провизия отправлялись в бедствующие регионы страны. Также Павелецкий вокзал связан и с именем Льва Толстого. В мемуарах историка Юрия Бахрушина описан случай, как сотни людей вышли к Павелецкому вокзалу, ожидая новостей о состоянии здоровья писателя. Лев Николаевич тогда был серьезно болен.

Комментарии к статье о Павелецком вокзале экскурсовода Мария Антоненко:
«Оборванец нанял ломового извозчика, чтобы отвезти рельсы по Коломенской-Ямской улице в «Китай-город». Но едва извозчик стал накладывать эти рельсы на полог, как его задержали. Оказались, что рельсы принадлежат Павелецкой железной дороге, и оборванец пытался воспользоваться ими с целью наживы.»
«Не только интерьеры, но и экстерьеры были выкрашены в бирюзовый цвет.»

Share on VKShare on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0Pin on Pinterest0Email this to someonePrint this pageShare on Tumblr0
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *